За примерами далеко ходить не нужно. Один из последних – проект закона "Об энергоэффективности". Алгоритм неизменен: высокая миссия – благодаря энегроэффективности экономить 8 млрд евро ежегодно, пафос в проекте закона, и разгромная оценка представителей министерства из-за низкого качества его содержания. Вместо грамотно выписанных документов мы получаем противоречащие друг другу акты законодательства, которые регулируют одну и ту же сферу общественных отношений.
Энергетическая стратегия пишется приблизительно по такому же сценарию. Каждый новый министр начинает писать ее с "нуля". И "секрет успеха" прост – впихнуть в нее все существующие программы развития, кочующие из одной редакции стратегии в другую, учесть интересы групп, которые представляет данный министр и обязательно утвердить стратегию в КМУ. И получаем не стратегию развития, а попытки удержать отрасль в текущем состоянии. А в каком направлении она должна развиваться, какие стратегические цели должна иметь и каким образом их достичь – уже не столь важно.
Говорим о декарбонизации, и в тоже время премьер обещает за три года увеличить внутреннюю добычу газа на 50%. (...)
Тяжелые критикуемые решения прописывать невыгодно, даже если они и правильные, потому что их нужно отстаивать, а в Украине это сродни политическому самоубийству. Проще громко задекларировать популистские вещи, а потом заявить, что чего-то не учли и что-то пошло не так.
Преимущества и риски логично оценивать ДО того, как они будут приняты в стратегии. Это сложный механизм и трудоемкая научная работа, и заниматься ею особого желания ни у кого из власть имущих не возникает. Отсутствует комплексное понимание глубины проблем, взаимосвязанности экономических и технических аспектов. Налицо стагнация мышления – мы не следим за мировыми трендами, не прогнозируем смену технологических укладов и как следствие – вечно пытаемся кого-то догнать.
Как вообще коррелируются отраслевые стратегии с общей государственной? Никак. Потому что ее тоже нет – и это самая большая проблема.
Энергетическая стратегия – не вещь в себе, она часть общей системы стратегического планирования. Поэтому сначала – стратегические планы высшего уровня иерархии, и только потом – стратегии отраслевые и территориальные. (...)
К разработке стратегии разумно было бы привлекать экспертов, представляющих различные позиции – представителей ведущих бизнес-структур, руководителей СМИ и лидеров профессиональных сообществ. Строить программу не по отраслевым, а по взаимосвязанным проблемным блокам, каждый из которых будет представлять собой проект достижения определенной цели – подготовку дорожной карты и скоординированность ее с другими блоками по содержанию, ресурсам и срокам. (...)
Декарбонизация, водородная экономика, системы накопления электроэнергии, объединение украинской энергосистемы с европейской ENTSO-E, переход на электро-, био- и водородный транспорт, ужесточение экологических стандартов – на сегодня это уже не фантастика, а вполне осязаемое будущее. И только от нас зависит – решимся ли мы на него или снова будем винить обстоятельства. Нельзя догнать, догоняя, можно только обогнать, идя своим путем. А для этого нужна СТРАТЕГИЯ. Сначала меняется мышление, только потом реальность…