Тематика российско-украинской войны рассматривается преимущественно в контексте финансовых проблем как для людей, так и для государств, беженцев, доступности продовольствия, меньше – влияния на природу и окружающую среду.

Примечательно, что тема окружающей среды эпизодически упоминается в новостях с другой главной тематикой. Это подтверждает влияние войны на окружающую среду, но с другой стороны показывает приоритетность проблем и иногда не очень высокую заинтересованность Запада проблемой влияния войны на окружающую среду.

Интерес, как и в Украине, вызывают те темы, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь граждан. К топ-трем относятся "война и АЭС" (31% из всего массива упоминаний), загрязнение из-за взрывов (21,7%), "минирование и пожары" (16%).

И только на шестой позиции тема "окружающая среда и война", которая составляет всего 8% от всего массива упоминаний. Но, конечно, у каждой страны свои приоритеты, поэтому и заинтересованность тематикой окружающей среды может отличаться.

Например, наибольший интерес под темой "окружающая среда и война" наблюдается во Франции (25,8%) и Британии (16,8).

Иностранцы не живут в парадигме войны, у них свои обыденные дела, свои проблемы на местном и государственном уровне.

Анализ инфополя показывает, что динамика упоминаний Украины зависит не столько от периода, сколько от наличия конкретных информационных поводов. Высокий показатель упоминаний фиксируется 21 марта (3336 ссылок) и 22 марта (3279 ссылок).

Существенно растет количество упоминаний 1 апреля (1995 ссылок) и 26 апреля (754 ссылок). 9 мая (324 ссылок). Мы сравнили информационную повестку дня Украины и западных государств в дни, когда количество упоминаний тематики "Украина-окружающая среда" было наибольшим.

Частично темы, упомянутые в СМИ иностранных государств, совпадают с повесткой Украины. Например, 21 марта украинские и западные медиа писали об утечке аммиака на "Сумыхимпроме" из-за вражеских обстрелов, 22 марта – пожаров в лесах Чернобыльской зоны, 26 апреля – ситуации на ЧАЭС.

Несколько иную ситуацию наблюдаем в социальных сетях, где тематика "окружающая среда и война" вызывает больший интерес, чем в традиционных медиа.

В целом, по количеству упоминаний тематики распределились следующим образом: "война и АЭС", "загрязнение из-за взрывов", "окружающая среда и война". Количественно упоминания в марте преобладают над упоминаниями проблем в апреле-мае.

Всплеск наблюдается с 9 по 17 мая, но количественно он все равно меньше, чем всплески, например, в марте.

Результаты контент-анализа показывают, что тематика войны и окружающей среды больше всего отзывается пользователям Twitter (55,9%), Facebook (33,7%), YouTube (7,5%), Instagram (2,5%).

Стоит заметить, что именно Twitter среди приведенных соцсетей пользуется популярностью у западных пользователей. Относительно языковых преимуществ – больше публикаций на английском языке (почти 10 тысяч), по сравнению на немецком – чуть более тысячи, французском – 817.

Украинское гражданское общество и власть работают над тем, чтобы об Украине и войне мир не забывал. Во многих городах Европы до сих пор проходят акции в поддержку Украины, собирают помощь для граждан и армии.

В Минприроды также сообщают о работе с западными партнерами, которые помогут в фиксации последствий и восстановления. Среди последних соглашения с Польшей, Италией, Швейцарией, Румынией, Чехией.

Кроме того, в Минприроды обращают внимание на присоединение к программе LIFE, которая поможет нам финансировать окружающие проекты еще до вступления в Евросоюз.

Главная задача состоит в том, чтобы проблемы и потребности их минимизации понимали не только правительства, но и рядовые граждане.

Если мы хотим быть более "близкими" и "понятными" – стоит говорить о влиянии войны на климат, глобальном потеплении, загрязнении воздуха. Это то, что близко, о чем привыкли слышать и над решением каких проблем работают жители Запада.