Турецкий климатический путь

Действительно, в Турции первый этап ETS – система мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МЗВ), была введена еще в 2015 году для около 700 установок в энергетическом секторе (мощностью более 20 МВт) и промышленности (производство кокса, металлов, цемента, стекла, керамических изделий, изоляционных материалов, целлюлозы и бумаги и химических веществ).

Первые отчеты за 2015 год компании подали в 2016 году, и с этого времени делают это на ежегодной основе. Верификаторы были аккредитованы к 2018 году.

В 2019-2021 годах на основе данных МЗВ Турция оценивала какой должна быть ETS. В 2022 году Министерство окружающей среды, урбанизации и изменения климата Турции опубликовало законопроект об изменении климата, которым ETS будет внедрен в два этапа.

Первый – пилотный, продлится не менее 3 лет. В целом же его объем и продолжительность, а также процедуры и принципы будут определяться Президентом на основе выводов привлеченных институтов, предприятий и общественности.

Пока неизвестно когда начнется пилотная фаза, но, вероятно, уже в 2024 году. Таким образом, Турция имела не менее 7 лет для полноценного запуска рынка углерода.

Следует также упомянуть, что Турция ратифицировала Парижское климатическое соглашение только в конце 2021 года после получения гарантий финансовой поддержки на уменьшение выбросов парниковых газов от Франции, Германии, Международной финансовой корпорации и ЕБРР.

Дело в том, что по условиям Рамочной конвенции ООН об изменении климата Турция имеет статус промышленно развитой страны, которая должна была не только установить более высокие амбиции по уменьшению выбросов, но и финансово помогать уменьшать выбросы бедным государствам. Теперь, в результате переговоров, Турция анонсировала, что будет выполнять Парижское соглашение "как развивающаяся страна" с намерениями достичь климатической нейтральности к 2053 году.

И это несмотря на то, что Турция входит в G20 – группу крупнейших экономик мира, которые считаются ответственными за 75% выбросов парниковых газов. За последние 30 лет выбросы СО2 в Турции растут на 3% раз в год.

Положение дел в Украине

Украина всегда держала имидж "отличницы" в вопросах, касающихся климатических дел и брала на себя достаточно амбициозные обязательства.

Когда индустриально развита, Украина считалась исторически ответственной за парниковые выбросы, и поэтому была участником ключевых международных соглашений в сфере предотвращения изменения климата.

Речь идет о Киотском протоколе 2004 года, а также о его замене – Парижском климатическом соглашении, которое наше государство ратифицировали одним из первых в 2016 году и обязалось не превысить 60% выбросов парниковых газов до 2030 года от уровня 1990 года.

Хотя за эти 26 лет независимости, украинская экономика пережила два больших падения – бурные девяностые после выхода из Советского союза и первый этап Российско-Украинской войны в 2014 году.

Эти события также привели к уменьшению выбросов углерода в три раза – с более чем 900 млн. тонн СО2 в год в 1990 году до более 300 млн. тонн СО2 в год начиная с 2015 года.

Такие же выбросы имеют, например, Италия, Польша, Франция, Великобритания, в Турции же при этом выбросы превышают 400 млн тонн СО2 ежегодно.

Но это не остановило наши амбиции и в 2021 году Украина, несмотря на длительную дискуссию, в том числе и с бизнесом, установила новую климатическую цель — к 2030 году не превысить 35% выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 годом.

Но реализовать это возможно при определенных условиях, среди которых выполнение Правительством ключевых реформ в энергетической сфере, сохранение и улучшение доступа к внешним рынкам ключевых торговых партнеров, отсутствие торговых барьеров, а также доступ к международному финансированию.

Этот пункт очень важен, ведь по подсчетам, на реализацию климатических целей требуется 102 млрд евро.

Другим обязательством Украины, как и Турции, является внедрение ETS, что прописано в Соглашении об ассоциации с ЕС.

Концепция аналогична: на первом этапе вводится система МЗП и на основе трех лет ее функционирования разрабатывается и вводится ETS.

Законодательство о МЗО было принято в 2019 году, а мониторинг выбросов СО2 компании начали осуществлять с 2021 года. 2022-й год должен стать первым отчетным годом, но из-за войны процесс почти остановился. Причиной является ряд факторов, связанных как с работой Минсреды, так и с возможностями бизнеса.

К чему здесь CBAM?

CBAM – это инструмент, входящий в европейский пакет политик Fit for 55, основной целью которого является создание регуляторных условий для обеспечения снижения выбросов парниковых газов в ЕС на 55% к 2030 году.

ЕС прямо определяет Украину как одну из тех стран, импорт из которых потенциально испытывает наибольшее влияние от внедрения CBAM.

Стоимость сертификата CBAM, который придется покупать импортерам, будет рассчитываться еженедельно на основе средних цен на парниковые квоты в рамках европейской ETS.

По довоенным расчетам Киевской школы экономики, дополнительная нагрузка на украинский экспорт товаров уже в 2026 году оценивалась в 361 млн евро.

Окончательный текст регламента по CBAM до сих пор не принят, но он заработает с 1 октября 2023 года, и будет иметь трехлетний переходный период, в течение которого будут применяться только обязательства по отчетности.

Сфера применения CBAM будет включать производство железа и стали, цемента, удобрений, алюминия, электричества и водорода, а также некоторые прекурсоры, включая агломерированные железные руды, ферромарганец, феррохром, ферроникель, каолин и другие глины каолиновые; и изделия из железа или стали, поставляемые дальше.

CBAM также будет охватывать косвенные выбросы, но пока не совсем понятно, включает ли это выбросы от электроэнергии, теплоснабжения и т.п., которые используются для хозяйственной деятельности.

В регламенте также предположительно будет предусмотрено исключение стран из-под сферы действия CBAM. В частности, если страна является подписантом Соглашения об ассоциации с ЕС, обязуется внедрить ETS, аналогичный европейскому, имеет законодательно закрепленную цель по достижению углеродной нейтральности и имеет эффективную систему МЗП.

По состоянию на сегодняшний день в Украине так полноценно и не заработала система МЗП, что не позволяет установить национальные верифицированные данные о количестве выбросов парниковых газов от предприятий.

Также непонятно, будут ли в таком случае органы ЕС признавать данные по-украинскому МЗВ без дополнительной верификации.

Именно поэтому здесь очень важно продолжение работы правительства Украины "над домашним заданием" по настройке эффективной работы системы МЗВ.

Кроме того, с октября прошлого года на уровне ЕС начала работу международная неформальная экспертная группа по наработке методов мониторинга, отчетности, количественной оценки и верификации входящих выбросов в CBAM.

Украина присутствует в статусе наблюдателя в этом процессе и этим следует воспользоваться для усиления защиты интересов отечественных производителей.

В условиях российской вооруженной агрессии применение CBAM к украинским импортерам может оказать разрушительное влияние на деятельность бизнеса непосредственно и поддержку экономики страны.

Несмотря на существенное падение промышленного производства и ограниченные логистические, а иногда и регуляторные возможности, по оперативной статистике от Минэкономики, в 2022 году 63% всего украинского экспорта пришлось на страны ЕС.

В перечень экспортируемых товаров входят и потенциально зависимые от CBAM позиции, в частности, металлическая продукция – железная руда, чугун, полуфабрикаты из стали и горячекатаный прокат, трубы, ферросплавы, а также минеральные удобрения, цемент и керамические глины.

Следовательно, от имени бизнеса призываю власть, в частности Министерство экономики и офис Вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции, активизировать переговоры с Европейской стороной, чтобы данные украинского МЗВ принимались для целей CBAM без необходимости дополнительной верификации.

В то время как сама продукция украинских производителей была временно исключена из-под действия CBAM, аналогично как это сделано с торговыми пошлинами.

Все же мы как страна-кандидат на вступление в ЕС, экономика которой постоянно интегрируется в европейский рынок, ценой жизней своих граждан и экономического упадка защищает границы ЕС и европейские ценности, заслуживаем реальной поддержки для дальнейшего возрождения на основе климатической нейтральности.