№11355
Объединяет природоохранные разрешения в одно – интегрированное, вводит НДТМ, создает реестр предприятий, которые должны получать интегрированное разрешение
Законопроект: №11355

Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения

Подготовка ко второму чтению

Цель законопроекта: установление правовых и организационных основ предотвращения, уменьшения и контроля промышленного загрязнения для обеспечения защиты окружающей среды и конституционных прав на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду путем внедрения интегрированного разрешения, определения видов деятельности, требующих получения такого разрешения, требований к обязательному применению наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ), мониторинга выбросов и контроля соблюдения условий интегрированного разрешения.

"В рамках имплементации положений Директивы 2010/75/ЕС обязательно применение субъектами хозяйствования лучших доступных технологий и методов управления и достижения установленных в соответствии с ними предельно допустимых объемов загрязнения. В Украине нет разработанных нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень лучших доступных технологий и методов управления для регулирования отдельных видов деятельности, а предельно допустимые концентрации и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ не соответствуют значениям Директивы 2010/75/ЕС", – отмечается в пояснительной записке.

В настоящее время система разрешений в сфере охраны окружающей природной среды основана на покомпонентном подходе к регулированию воздействия на окружающую природную среду, что не позволяет учитывать кумулятивное воздействие, оказываемое предприятием на окружающую среду, частично оставляя без внимания вопросы, связанные с охраной почв и загрязнением подземных вод, эффективным потреблением энергии и сырья, условиями вывода из эксплуатации и восстановлением территории промышленной площадки в безопасное экологическое состояние. Поэтому и возникла необходимость введения интегрированного разрешения.

Проектом Закона определяются:

  • основные требования к интегрированному разрешению;
  • перечень видов деятельности, требующих его получения;
  • процедура выдачи интегрированного разрешения;
  • основания для отказа в выдаче;
  • основания и порядок аннулирования;
  • основания и порядок внесения изменений в интегрированное разрешение;
  • требования к реестру интегрированных разрешений;
  • особенности мониторинга выбросов и контроля хозяйствующих субъектов, получивших интегрированное разрешение.

Проектом Закона предусматривается, что прогнозируемое количество хозяйствующих субъектов, на которых будет распространяться эта норма, составляет около 3500.

К основным положениям законопроекта также относятся:

  • срок действия интегрированного разрешения не ограничен;
  • за выдачу интегрированного разрешения (внесение изменений в него) взимается плата в размере 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;
  • интегрированное разрешение или решение об отказе в его выдаче выдается в течение 30 рабочих дней со дня завершения рассмотрения заявления о получении интегрированного разрешения (внесение изменений в него) и приложенных к нему документов компетентными органами;
  • разрешительный орган определяет предельно допустимые выбросы, при которых в нормальных условиях эксплуатации установки выбросы не будут превышать нормативов предельно допустимых выбросов, определенных в выводах наилучших доступных технологий и методов управления;
  • в условиях интегрированного разрешения определяются требования по установке и функционированию автоматизированного оборудования для мониторинга выбросов в порядке и случаях, предусмотренных выводами наилучших доступных технологий и методов управления и экологическими нормативами;
  • предусмотрено создание Единого государственного реестра интегрированных разрешений, доступ к которому обеспечивается через электронный кабинет пользователя Реестра, адресную рассылку и веб-портал Реестра;
  • финансирование мер по внедрению операторами установок наилучших доступных технологий и методов управления осуществляется субъектами хозяйствования за счет собственных средств, государственной помощи, международной технической помощи и других источников, не запрещенных законодательством;
  • операторы установок, которые вводятся в эксплуатацию впервые в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона, подают заявление о получении интегрированного разрешения не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего Закона;
  • выводы наилучших доступных технологий и методов управления, предусмотренные статьей 311 Закона Украины "Об охране окружающей среды" применяются не ранее чем через 4 года со дня прекращения или отмены военного положения;
  • операторы установок, которые намерены вывести установку из эксплуатации после вступления в силу настоящего Закона, прилагают к заявлению о получении интегрированного разрешения на окружающую среду заявление об обязательстве по выводу установки из эксплуатации с указанием обоснования и оснований для определения конечного срока эксплуатации установки, который не может превышать 10 лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

Тем временем представители бизнес-сообщества критически высказались по этому законопроекту. Они отметили, что нереально изменить сферу управления промышленным загрязнением только принятием рамочного закона без конкретного определения механизмов его реализации и источников финансирования мер по экомодернизации. Предприниматели также подчеркнули, что невозможно заставить бизнес инвестировать во что-либо – государство должно создать условия, способствующие инвестициям. Они порекомендовали следовать европейскому пути во внедрении НДТМ, когда в ЕС системная поддержка инвестициями и технологиями в течение 30 лет обеспечила частичное внедрение лучших доступных технологий.

Читайте также
Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ
Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ

Специалисты обозначили факторы, которые могут поставить под вопрос успешность проведения реформы промзагрязнения в Украине

Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект о промышленном загрязнении
Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект о промышленном загрязнении

Он относится к основным евроинтеграционным документам в сфере охраны окружающей среды