Про лояльность украинского чиновника
За более чем 25 лет реформа в сфере управления отходами в Украине практически не сдвинулась с места. Много попыток, множество законопроектов, которые так и не были приняты, большое количество подзаконных актов, много общественных обсуждений, а в результате – ноль, все как было, так и остается.
Я прекрасно понимаю, что на самом деле движет украинским чиновником или депутатом, но долго верил, что у них хотя бы осталась крупица совести или хоть минимальное желание сделать хоть что-то для улучшения состояния нашей страны…
Я все еще верю, что такие люди есть, либо я все же очень наивен.
Лояльность – это верность, приверженность, доброжелательное отношение и доверие к кому-либо или чему-либо, проявляющееся в готовности поддерживать и защищать.
Хорошее слово и определение. Но даже оно имеет свою светлую и темную сторону. И скандал с пленками "Миндича" – яркое тому доказательство.
Когда чиновников назначают не за их лояльность государству или делу, которым они должны заниматься на высокой должности, а за преданную верность своим кукловодам – тем, кто дает им власть, последствия всегда одинаковы – государство деградирует, а система превращается в частную лавочку для обслуживания чужих интересов.
Скандал лишь высветил то, о чем все и так знали, но считалось "общественной тайной": у многих наших чиновников “служение государству” заканчивается там, где начинается телефонный звонок от настоящего хозяина процессов.
И неважно, в каком они министерстве – хоть в экологии, хоть в космосе. Логика одна: лояльность наверх, а не государству.
И вот самое интересное: они искренне верят, что это – нормальная модель выживания. Что быть “правильным для своих” важнее, чем быть честным перед страной. Что государственная должность – это не ответственность, а ресурс. Не служение, а актив.
А потом мы удивляемся, откуда берутся схемы, почему системы не работают, почему реформы буксуют. А все просто: когда чиновник или депутат лоялен не государству, а кукловодам – государство для него становится фоном. Декорацией. Площадкой для чужих интересов. И именно в такие моменты мы снова получаем те самые пленки и вздыхаем: "Ну серьезно? Опять?"
К сожалению, приходится признать еще один факт: вертикаль власти десятилетиями строилась на "лояльных" к своим серым кардиналам чиновниках и депутатах. И не думайте, что эта система появилась уже во времена независимости. Нет – ее заложили еще в Советском Союзе, и она до сих пор живет и разрастается в нашем обществе.
Вы спросите: как это преодолеть?
Просто – отвечу я. Вот предложения, которые, на мой субъективный взгляд, действительно могут что-то изменить:
- Новый Закон “О государственной службе”, где четко определена ответственность, должностные обязанности и логика работы госслужащих. Госслужащий должен быть предоставителем услуг для общества, а не “надзирателем” с раздутым эго.
- Прозрачная и четкая система карьерного роста госслужащего. Никаких “непонятных назначений”, никаких скачков вверх “потому что так кому-то надо”.
- Персонификация ответственности в законах, которые регулируют работу центральных и местных органов власти. Каждый орган должен иметь конкретного ответственного – министра или главу громады. Потому что сейчас часто непонятно, кто на самом деле руководит и за что отвечает. Поэтому "шестерки" попадают под раздачу, а министров не трогают.
Это всего лишь три простых шага. Но если их реализовать – результат не заставит себя ждать.
Я прекрасно понимаю, и уверен, что и вы понимаете, что вряд ли это примут, потому что карманный депутат не станет ухудшать жизнь своему коллеге – карманному чиновнику. Но мы должны осознавать, что это возможно.
Потому что Украина не проиграет внешнему врагу, но она может проиграть внутреннему разочарованию и апатии, когда люди так же легко привыкают к несправедливости, как к новостям о очередном коррупционном скандале.