Экологическое сообщество Украины с самого начала требовало оставить Министерство защиты окружающей среды отдельной институцией. Однако тревожный контекст вокруг объединенных министерств в антикоррупционном деле "Мидас" стал очередным поводом заявить о важности восстановления ведомства.
Правозащитная организация "Экология-Право-Человек" инициировала заявление, которое уже поддержали около сотни общественных организаций.
"Мы требуем от народных депутатов возобновления работы отдельного министерства в кратчайшие сроки и назначения на должность руководителя министерства кандидата, который укрепит доверие к правительству Украины", – говорится в заявлении.
Риски объединения министерств
Экоактивисты настаивают – Минприроды является ключевым государственным органом. Оно не может быть "придатком" ведомства, которое параллельно формирует еще и экономическую и аграрную политику. Интеграция министерства окружающей среды в единую структуру, по мнению подписавших заявление, имеет сразу несколько проблем:
- нивелирование приоритетов природоохранной деятельности;
- постоянный конфликт интересов в самом центре принятия решений;
- риски возникновения новых коррупционных схем.
Законодательная и евроинтеграционная несостоятельность
За почти полгода существования нового министерства оно продемонстрировало неэффективность в своей работе. По словам экоактивистов, ни одна из ключевых реформ не была проведена. Это недопустимо, учитывая объем работы по евроинтеграции, которую должна выполнить Украина. Речь идет о внедрении как минимум 200 стандартов и нормативов ЕС в сфере защиты окружающей среды.
В то же время в последнем отчете Еврокомиссии говорится о коррупционных рисках в сфере заготовки леса и пользования землей и недрами. Природоохранные активисты вспоминают законопроект №12089, который создал механизмы легализации "украденных" у государства лесов и земель. В заявлении также упоминаются коррупционные риски и вред экологии, о которых шла речь в реакции Еврокомиссии на этот документ.
"Во время существования отдельного Министерства окружающей среды это учреждение вносило свое предложение по наложению вето на вредный проект и тем самым выполняло функцию предохранителя. Ликвидация такого органа – это поддержка преступлений против окружающей среды, которые тормозят вступление Украины в ЕС", – подчеркивают экоактивисты.
ЭкоПолитика ранее рассказывала о самых резонансных случаях присвоения природоохранных земель, которые стали возможными "благодаря" скандальному закону №12089.