В странах, которые не являются членами Европейского союза, не подписывали соглашения о намерении вступить в Союз, не заключали соглашения относительно требований гармонизации и имплементации европейского законодательства, где правительства не принимали правительственных планов действий с отдельным акцентом на внедрение принципа РОП, и которые вообще находятся на другом континенте, уже внедрили европейские принципы РОП, и они там уже работают.
А Украина, которая взяла на себя ответственность и пообещала ЕС и украинцам еще в 2014 году внедрить РОП, за 11 лет так и не смогла этого сделать. Еще одно доказательство того, что государственное управление в Украине – слабое звено, замедляющее ее развитие.
Вот почему принцип РОП стал стандартом во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки:
1. Рост объема отходов и проблемы управления
В странах с быстрым экономическим ростом, урбанизацией и увеличением потребления наблюдается стремительное увеличение объемов бытовых и промышленных отходов.
Традиционные системы сбора и утилизации часто не справляются, появляется захламление городских территорий, загрязнение водоемов и почв.
2. Финансовая и инвестиционная эффективность
РОП перекладывает ответственность на производителей, снижая финансовую нагрузку на государство и муниципалитеты.
Системы РОП стимулируют инвестиции в переработку и инфраструктуру циркулярной экономики, поскольку производители заинтересованы в уменьшении расходов на сбор и утилизацию отходов.
3. Влияние международных норм и партнерств
Многие страны Латинской Америки, Азии и Африки участвуют в программах ЕС, GIZ, ПРООН, World Bank, где РОП – это часть рекомендаций по устойчивому управлению отходами.
Предприятия, экспортирующие товары, сталкиваются с требованиями EPR в странах-импортерах, что стимулирует внедрение аналогичных систем у себя.
4. Стимулирование циркулярной экономики
РОП поощряет повторное использование ресурсов, переработку и эко-дизайн продуктов.
В странах с ограниченными природными ресурсами это становится экономически выгодным решением.