Для успешной реализации "зеленого" перехода Украина должна следовать европейскому примеру и перейти к целевому использованию налога на выбросы промышленных предприятий.
Такое аргументированное мнение высказали аналитики GMK Center в рамках нового исследования "Углеродное ценообразование и финансирование декарбонизации в Украине и ЕС".
Почему эконалог в Украине не способствует экомодернизации промышленности
Специалисты констатировали, что инструменты углеродного ценообразования в Украине и ЕС принципиально отличаются. Основные отличия они привели в таблице:

Источник: gmk.center.
По мнению экспертов GMK Center, серьезной проблемой является то, что поступления от углеродного налога в настоящее время аккумулируются в бюджетах разных уровней. При этом промышленные предприятия теряют финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для проведения экомодернизации производства.
Государственный Фонд декарбонизации, который частично получает эти средства, не в состоянии финансировать проекты крупных промышленных предприятий из-за нехватки средств и недостаточно большой по сравнению с потребностями крупных производителей суммы максимального кредита в размере 90 млн грн.
"В Украине углеродный налог – это исключительно фискальный инструмент, который ограничивает возможности предприятий по реализации проектов декарбонизации", – отмечают в GMK Center.
В то же время в ЕС система торговли квотами на выбросы парниковых газов EU ETS аккумулирует средства, которые затем используются для реализации проектов "зеленого" перехода.
Целевое использование платы за выбросы как необходимое условие декарбонизации
Эксперты GMK Center проанализировали доклад Еврокомиссии о функционировании европейского рынка выбросов углерода в 2023 году и подготовили инфографику поступлений и последующего распределения доходов от EU ETS:

* – включая Исландию, Норвегию, Северную Ирландию и Лихтенштейн;
** – использовано странами-членами из общей суммы доходов в размере €33,3 млрд в 2023 году, в том числе сумма компенсации косвенных затрат на углерод.
Источник: gmk.center.
Общая сумма дохода от продажи квот на выбросы в рамках EU ETS в 2023 году составила €43,6 млрд. Эти средства разделили на две части:
-
€10,3 млрд было направлено в специальные фонды, которые финансируют "зеленый" переход (Innovation Fund, Modernization Fund, Recovery & Resilience Fund);
-
€33,3 млрд получили страны-участницы*. С июня 2023 года они обязаны расходовать доходы от системы торговли квотами на выбросы только на климатические проекты. Эти расходы строго контролирует Еврокомиссия.
"То есть доходы EU ETS имеют целевое назначение – нужды “зеленого” перехода. Фактически EU ETS является не только инструментом, обеспечивающим финансовое давление на эмитентов, но и средством аккумуляции финансовых ресурсов для целей декарбонизации", – констатировали специалисты.
Именно поэтому они убеждены, что в своем стремлении к евроинтеграции Украина также должна внедрить целевое использование налога на выбросы.
Ранее ЭкоПолитика рассказывала, во сколько обойдется “зеленый” переход украинской металлургии.
Также мы публиковали разъяснения экспертов, почему Украина не справится с декарбонизацией отечественной промышленности без поддержки ЕС.