Отсутствие правового поля, предоставляющего гарантии инвесторам, а также экономической модели, делает невозможным развитие инфраструктуры и налаживание систем управления отходами различных видов. 

Напомню некоторые из них:  

1) бытовые отходы;  

2) опасные отходы;  

3) отходы промышленности и отходы добывающей промышленности; отходы строительства и сноса;  

4) отходы сельского хозяйства;  

5) медицинские отходы;  

6) отходы от продукции, на которую распространяется расширенная ответственность производителя (отходы упаковки, отходы электрического и электронного оборудования, отходы батарей и аккумуляторов, отходы транспортных средств, снятых с эксплуатации, отходы масел, отходы шин, отходы текстиля и др.);  

7) другие отходы (отходы отдельных секторов экономики, управление которыми проблематично). 

Для продолжения реформы необходимо завершить имплементацию Директивы 2008/98/ЕС о отходах, которая предусматривает разработку региональных планов управления отходами согласно с пятиступенчатой иерархией отходов и программ по предотвращению образования отходов.  

Кроме того, Украине необходимо имплементировать положения:  

1) Директивы об упаковке и отходах упаковки,  

2) Директивы 2006/66/ЕС о батарейках и аккумуляторах и отходах батарей и аккумуляторов,  

3) Директивы 2012/19/ЕС об отходах электрического и электронного оборудования,  

4) Директивы 2000/53/ЕС о транспортных средствах, снятых с эксплуатации,  

5) Директивы 2019/904/ЕС о снижении воздействия некоторых пластиковых изделий на окружающую среду,  

6) Директивы 86/278/ЕЕС об охране окружающей среды и, в частности, почвы, при использовании осадка сточных вод в сельском хозяйстве,  

7) Директивы 1999/31/ЕС о захоронении отходов с изменениями и дополнениями, внесенными Регламентом (ЕС) № 1882/2003. 

Имплементация – это не только секторальный закон, а совокупность актов права разного уровня с распорядительными и нормативными документами, которые обеспечат эффективность реформы.  

Именно системный подход, взамен популизма, позволит сдвинуть реформу в направлении ожидаемого результата – сокращения образования отходов на стадии их возникновения, их переработки и, только в случае невозможности переработки, – других видов утилизации по наилучшим доступным технологиям (например, производство энергии) либо захоронения на оборудованном полигоне. На сегодняшний день отсутствуют реалистичные модели, основанные на фактических статистических данных и перечне последовательных шагов обеспечения реформы. 

Примером популизма я считаю принятие того же Закона Украины "Об ограничении обращения пластиковых пакетов". Без четких мер обеспечения контроля и национальных нормативных документов, устанавливающих методы измерения микрометров пакета, по которым вводится ограничение на пластиковые пакеты. Поэтому с момента принятия этого Закона не было проведено ни одной проверки и не наложено ни одного штрафа.

Закон действует только благодаря ответственности крупного ритейла и потребителей, ориентированных на устойчевое потребление. А пластиковые пакеты... да повсюду эти пакеты. Что уж говорить о опасных отходах... Соглашаюсь, что отсутствие качественного учета отходов и оценки состояния полигонов делает любое планирование неэффективным. Как и разрешения, полученные компаниями без всякой инфраструктуры, по сути являются "фальшивыми". Поэтому эту проблему также необходимо решать. Есть много наработок, которые отложены.

Вместе с коллегами из Всеукраинской общественной организации "Живая планета" поддерживаем и принимаем предложение министра работать совместно с общественным сектором, бизнесом, народными депутатами над общим планом действий с учетом современных реалий.

Учитывая наш экспертный потенциал, мы готовы и далее продолжать работу над реформами в сфере управления пластиковыми отходами, опасными отходами и реализацией мер, которые обеспечат предотвращение образования отходов и увеличат объем их переработки, в частности отходов от разрушения.