Для восстановления и послевоенного развития Украина будет нуждаться в значительной финансовой поддержке международных финансовых организаций, доноров и инвесторов. Большинство из них резервируют часть финансирования именно для "зеленых" и устойчивых проектов. Например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) поставили цель увеличить долю "зеленого" финансирования до более чем 50% от своего ежегодного объема деятельности. Если Украина не будет предлагать "зеленые" проекты, не займется "зеленым восстановлением", то не получит доступ к этим "зеленым финансам".

Установить законодательную рамку

Упростить доступ к "зеленым" финансам должно было бы принятие Закона "Об основах зеленого восстановления Украины". Законопроектом предусмотрено, что бизнес может на добровольной основе пройти процедуру оценки устойчивости своих проектов. В случае верификации проекта как устойчивого компания значительно увеличивает свои шансы привлечь международное "зеленое" финансирование. Почему так? Потому что согласно проекту Закона процедура оценки полностью соответствует Зеленой таксономии ЕС – инструменту оценки проектов, которому доверяют международные инвесторы. Соответствие проекта Зеленой таксономии ЕС – это "золотой стандарт" для зеленых инвестиций, софинансирования или грантов.

Кроме того, проект Закона предусматривает разработку Национальной стратегии зеленого восстановления Украины. Без такой стратегии Украина рискует нерационально использовать "зеленое" финансирование, даже если оно будет привлечено в отдельные проекты. Уже сейчас мы сталкиваемся с тем, что "зеленое" восстановление происходит точечно, ограничиваясь локальными инициативами. Тогда как многие вопросы требуют координации на национальном уровне, а такой координации пока не хватает.

Существует риск, что из-за переформатирования министерств движение Украины к "зеленому восстановлению" замедлится, и такие ценные наработки будут утрачены. И это при том, что времени на запуск процессов "зеленого восстановления" остается очень мало. Фактически, восстановление уже идет. Каждый день планируются и реализуются какие-либо проекты, но это делается без оценки их соответствия принципам "зеленого восстановления", без применения лучших мировых практик, без привлечения международного "зеленого" финансирования.

Ответственность перед будущими поколениями украинцев заставляет нас как можно скорее вернуть "зеленое восстановление" в фокус государственной политики. Причем принятие рамочного Закона – это лишь первый шаг. А после этого еще предстоит разработать подзаконные акты, запустить предусмотренные Законом процедуры, проинформировать о них участников процесса восстановления, на что потребуется еще немало времени, которого у нас уже нет.

Но это необходимо сделать, если мы хотим:

  • привлечь в Украину масштабное "зеленое финансирование", которое, в свою очередь, оживит экономику, создаст новые рабочие места и поспособствует наполнению бюджета за счет налоговых поступлений;
  • иметь ресурс для "зеленого перехода" экономики Украины, соответствующего целям Европейского зеленого курса;
  • сделать проекты восстановления и реабилитации более устойчивыми, то есть такими, которые потребляют меньше энергии и ресурсов, оказывают меньшее давление на общественное здоровье и окружающую среду, лучше адаптированы к изменению климата;
  • интегрироваться в ЕС, шагом к чему является транспозиция в национальное законодательство Зеленой таксономии ЕС;
  • оставить потомкам лучшую страну, чем мы получили.