За прошедший год большинство стран изменили свою осторожную и выжидательную позицию относительно механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) на проактивную.
О таких разительных сдвигах, политических изменениях и реакции на EU CBAM основных экономик, на которые распространяется действие этого механизма, рассказала Международная ассоциация торговли выбросами (IETA) в своем отчете "Эволюция реакции мирового сообщества на EU CBAM".
Специалисты сравнили результаты нынешнего обзора с выводами прошлогоднего отчета IETA, который зафиксировал первые реакции стран на новосозданную EU CBAM. Они обнаружили, что многие страны внедряют или усиливают механизмы ценообразования на выбросы углерода, причем системы торговли выбросами (СТВ) становятся лучшим инструментом, а в некоторых случаях государства разрабатывают собственные меры углеродной корректировки импорта.
Что изменилось за год
С началом переходного этапа CBAM в октябре 2023 года глобальный контекст, в котором функционирует этот механизм, стал другим. Международные последствия CBAM стали более заметными на фоне меняющейся геополитической и экономической среды.
Возвращение администрации президента США Дональда Трампа в начале 2025 года создало неопределенность в глобальной климатической и торговой политике. Напомним, выход из Парижского соглашения был одним из первых решений, принятых новоизбранным президентом.
Параллельно с этим, российско-украинская война продолжает менять геополитическую позицию ЕС, усиливая долгосрочный курс на энергетическую диверсификацию, безопасность поставок и устойчивость промышленности.
Растущее пересечение торговли и климатического регулирования вызвало напряженность на нескольких многосторонних форумах. Недавнее инициирование россией официального торгового спора против EU CBAM является первым прямым вызовом этому механизму. Его результат может существенно повлиять на восприятие CBAM в международном торговом праве.
Ключевым вопросом, который сейчас стоит на кону, является то, будет ли рассматриваться CBAM как мера по защите окружающей среды или как форма дискриминационного торгового барьера.
Национальные системы торговли выбросами
Специалисты констатируют, что страны с развивающейся экономикой становятся все более вовлеченными в политику ценообразования на выбросы углерода. По состоянию на январь 2025 года в мире действует 38 СТВ, которые охватывают почти 20% мировых выбросов парниковых газов, треть населения мира и 58% мирового ВВП.
В отчете говорится о том, что крупнейшие страны с развивающейся экономикой, такие как Бразилия, Индия и Турция, ускорили свои усилия по созданию механизмов ценообразования на выбросы углекислого газа. Национальная СТВ Китая движется к абсолютному ограничению выбросов. 17 из стран G20 уже имеют или планируют создать СТВ.
"Эти события имеют решающее значение, поскольку международная реакция на CBAM частично будет зависеть от того, достигнут ли основные торговые партнеры ЕС убедительного прогресса в создании собственных инструментов ценообразования на климатические выбросы", – говорят специалисты.
Реакция на CBAM в разных странах
Согласно отчету IETA, такие страны, как Австралия, Канада и США, рассматривают возможность внедрения собственных национальных CBAM. Южная Корея укрепляет свою внутреннюю систему торговли выбросами, чтобы компенсировать расходы на CBAM. Турция сейчас находится в процессе создания национальной СТВ.
И наоборот, Бразилия, россия, Китай и Индия демонстрируют разный уровень сопротивления внедрению CBAM.
Отдельный раздел отчета аналитики IETA посвятили Украине. Они отметили, что наша страна ищет пути смягчения экономических рисков, связанных с CBAM. Так, в конце мая этого года комитет экономического развития Украины обратился к премьер-министру с призывом начать переговоры с Европейской комиссией о временном освобождении от финансовых компонентов EU CBAM на период действия военного положения и минимум на 5 лет после него. Комитет также призвал уполномочить Министерство экономики Украины вести переговоры после их открытия.
Напомним, до начала финальной фазы CBAM, которая начнется 1 января 2026 года, осталось всего 6 месяцев. Это делает 2025 год решающим для доработки и оценки предложенных в феврале упрощений механизма.
Эксперты считают, что ближайшие месяцы будут сосредоточены не только на внедрении CBAM и упрощении требований к отчетности, но и на подготовке к ожидаемому расширению сферы его применения, которое Еврокомиссия предложит в конце 2025 года.
Как недавно сообщала ЭкоПолитика, Европарламент и Совет ЕС согласились на предложение Еврокомиссии по упрощению CBAM.