Однако в Германии, как и в других странах ЕС, до сих пор сложно предотвратить образование отходов. Это становится поводом придумывать все новые решения – как по максимуму повторно использовать то, что есть?

Недавно я побывала в Берлине на событиях от Zero Waste Europe и Mission Zero Academy. Активистов и представителей самоуправления из 20 стран ЕС немцы знакомили со своими кампаниями по реюзу и предотвращению использования пластика. Мероприятия, успешно работающие в Германии, вполне подойдут и украинским бизнесам.

Все начинается с законодательства

Согласно немецкому законодательству, заведения общественного питания с января 2023 года обязаны иметь опцию многоразовой упаковки для еды на вынос или принимать тару клиентов.

Многократная тара не должна превышать стоимость одноразового предложения. Что интересно: заведения могут предлагать многоразовую тару под залог (депозит), возвращаемую потребителям вместе с посудой.

Этот закон стал толчком к созданию пилотных инициатив и быстрому развитию бизнесов, предлагающих многократные решения для кафе и ресторанов.

Многоразовые контейнеры для блюд и напитков

Одним из ярких примеров системы многоразовой тары является сервис VYTAL, имеющий более 6 500 компаний-партнеров в Германии и за рубежом. VYTAL предоставляет заведениям питания бесплатную многоразовую тару для напитков и блюд, включая суши и пиццу навынос.

Через приложение потребители могут заказать доставку еды в многоразовом контейнере и вернуть его в специальные точки в течение 14 дней. В случае несвоевременного возврата штраф.

Контейнеры изготовлены из пищевого пластика — полипропилена (РР), поэтому имеют ограниченный жизненный цикл. Тара может использоваться не более 25 раз. В дальнейшем ее исключают из обращения и отправляют на переработку.

И хотя контейнеры из полипропилена можно использовать для пищевых продуктов, все же лучшим решением выглядят многоразовые контейнеры из других материалов — керамические, стеклянные или из пищевой стали. Их можно использовать гораздо дольше, они более безопасны при нагревании пищи или напитков.

К тому же, любые порезы в емкостях из пищевого пластика уменьшают продолжительность их использования. Отработанную тару отправляют на переработку для изготовления вещей, в составе которых есть полипропилен. А вот пищевые контейнеры из этого сырья уже нельзя производить.

Магазин подержанных товаров

NochMall — первый в Берлине муниципальный универмаг подержанных вещей. В универмаге есть отдельное пространство для ремонтных кафе. Это мастерские, на которые приходят все желающие починить старые или неработающие приборы и продлить срок их использования вместо того, чтобы выбросить на свалку или покупать новое.

Посетителям помогают профессиональные мейкеры и мастера. Также в NochMall периодически проводят образовательные мероприятия, распространяя среди жителей экологически сознательные практики управления отходами.

Магазин работает сугубо за счет вещей, которые сюда донатят люди. Горожане приносят ненужные вещи в универмаг или на площадки BSR recycling yard. За это в качестве поощрения могут получить скидку на покупку товаров в этом же универмаге. Процент скидки зависит от размера доната.

Приносят сюда что угодно: мебель, электрические приборы, одежду, детские вещи, инвентарь и одежду для спорта, книги, диски и пластинки, картины, зеркала, украшения, декор для дома, офисную мебель и т.д.

Прежде чем попасть в торговый зал, вещи осматривают работники универмага, при необходимости ремонтируют, моют, заменяют упаковку (например, для компакт-дисков), чтобы они визуально выглядели привлекательными для покупателей.

По словам работников, обычно вещи быстро распродают. Но если какой-нибудь товар долго не продается, его забирают с полки. Часть таких товаров используется как вторичное сырье. К примеру, книги могут сдать на макулатуру, а затем на переработку.

Но здесь бывает и то, что не пригодно для переработки. Тогда, к сожалению, что-нибудь пойдет на полигон или на сжигание. Почему последнее — крайне нежелательная практика обращения с отходами и какие риски мусоросжигания несет для окружающей среды и здоровья людей, можете узнать в руководстве по Zero Waste Alliance Ukraine.

Похожие инициативы в Украине

Подобные инициативы есть и в Украине, однако пока они не стали такими масштабными, как за рубежом, и обычно носят некоммерческий характер. К примеру, в Харькове работает Zero Waste Yard, куда для повторного использования можно принести вещи или наоборот — забрать что-то для ремонта или обустройства жилья.

Это и остатки строительных материалов, древесина (отходы разрушения в результате боевых действий), мебель, посуда, розетки, изразцы и линолеум, обувь и одежда, лекарства и косметика (не просроченные), консервированная пища длительного хранения и т.д.

В Хмельницком функционируют Центры управления отходами, куда можно приносить или забирать мебель, бытовую технику, одежду, посуду, игрушки. Часто сюда приносят исправную технику, которую передают на нужды военных.

После начала полномасштабной войны в городах и селах стали массово появляться места, куда можно принести одежду, обувь и другие бытовые вещи, которые могут понадобиться и новым жителям общины, и военным.

Это тоже пример реюза, правда, к сожалению, вызванный последствиями войны. Чаще всего такими возможностями пользуются переселенцы, которые на новом месте иногда оказались ни с чем и нуждаются в базовых, бытовых вещах. Найти центры повторного использования в своей общине вы можете на платформе "Город ноль отходов".

Что касается национального уровня, то ежегодно летом проходит всеукраинская кампания "День без полиэтилена". Цель кампании – привлечь внимание общества к проблеме чрезмерного потребления одноразовых пластиковых изделий и загрязнения ими окружающей среды.

В рамках кампании среди потребителей популяризируют экологические альтернативы замене пластика. К акциям привлекаются торговые сети, супермаркеты, магазины розничной торговли и независимые эко-бренды.

До полномасштабной войны практику повторного использования можно было наблюдать на массовых мероприятиях — фестивалях, концертах, общественных пикниках. Как это выглядит: организаторы предлагают приобрести или взять в депозит многоразовые чашки и пользоваться ими в течение всех дней мероприятия.

Такие практики до сих пор действуют на фестивалях и ярмарках во Львове, а еще на многодневном музыкальном фестивале "Республика" в Хмельницкой области. Кстати, это не только лишь об уменьшении пластмассовых отходов. Многоразовые чашки остаются посетителям в память о событии.

Просвещение тоже важно

Чтобы немецкий бизнес лучше понимал, как многократные решения сэкономят средства на операционной деятельности и что для этого делать, в Германии регулярно проводят информационные кампании.

Однако из таких — "‎Frag nach Mehrweg", "‎Попросите повторно использовать". Организаторы, Zero Waste Association in Berlin, нацелены на заведения питания в одном из районов Берлина – Фридриксгайн-Кройцберг.

В рамках кампании по предварительной регистрации они могут получить консультации и финансовую поддержку в размере €500 для проведения собственной информкампании. Цель – поощрить своих клиентов пользоваться многоразовыми контейнерами. Это может быть дисконтное предложение или что-либо другое, доступное покупателями. По результатам кампании 2023 года удалось привлечь 141 бизнес.

Предприниматели приняли участие в тренингах и проконсультировались по поводу юридических обязательств использования многоразовой тары, получили советы по гигиене и обращению с контейнерами клиентов, узнали правила использования систем многоразовой тары, а также как промотировать реюз среди персонала. А 26 бизнесов получили финансовую поддержку для реализации кампаний.

Кроме локальных, в Германии действуют национальные кампании по поощрению бизнеса использовать многоразовую упаковку. Например, "Einmal ohne, bitte" (ориентировочный перевод – "Просто "без", пожалуйста"), инициированная неприбыльной Мюнхенской ассоциацией Rehab republic eV.

Помогает бизнесам стать видимым для клиентов, желающих покупать товары без упаковки. Организаторы придумали наклейку с надписью "Einmal ohne, bitte", которой обозначаются магазины и рестораны, в которых предлагаются товары без упаковки. В настоящее время инициатива охватила более 1500 заведений.

У нас также есть хорошие кейсы просветительской работы с бизнесом в сфере гостеприимства. В прошлом году члены Zero Waste Alliance Ukraine реализовывали проект "Восстановление и модернизация заведений гостеприимства на принципах ZeroWaste&ClimateFriendly для зеленого развития общин Украины".

Присоединились заведения гостеприимства из разных уголков страны. Предприниматели прошли обучение и начали внедрять принципы "ноль отходов" в собственных заведениях. Результаты проекта и идеи для бизнеса собраны в пособии.

Общинам не хватает экспертной поддержки в управлении отходами

Во время ознакомительного визита в Германию я пересекалась с представительницами самоуправления из разных стран, в Испании и Эстонии в частности. У них есть отдельные команды, которые разрабатывают стратегии и реализуют соответствующие мероприятия.

Почему за границей такие инициативы лучше срабатывают на уровне общин, чем у нас? Наверное, вопрос в наличии профильных специалистов. У нас чаще такие люди занимаются "поточкой", и в рутине у них нет ни времени, ни сил подумать о других вызовах или хотя бы брейнштормить идеи. Потому вопрос в кадрах, в самой системе органов местного самоуправления.

В Украине наблюдаю, как сейчас активизировались местные управленцы по вопросу управления отходами. Не последнюю роль здесь сыграло новое законодательство в области окружающей среды. Тем не менее, это хорошая возможность для профильных общественных организаций запартнериться с общинами и совместно создавать качественные изменения для жителей, среди которых и повторное использование.

Судя по опросу, проведенному Zero Waste Alliance Ukraine, представителям общин не хватает экспертной помощи, чтобы организовать качественное управление отходами. Вопросов много – от сбора и сортировки до реюза или переработки подходящих материалов. Более подробно об этих и других препятствиях можете почитать в полном отчете.

Не менее весомым здесь является постоянство общественного сектора. В странах ЕС участие общественных организаций в законодательных изменениях или реализации инициатив на государственном или местном уровнях уже давно стало нормой. Но и это требовало длительного времени и усилий общественности. У нас публичный сектор еще развивается.

Однако с каждым годом можно увидеть "смягчение отношений" между активистами и государственными или местными органами власти. Опытные и постоянные общественные организации уже рассматриваются как партнеры и эксперты, оказывающие влияние на формирование повестки дня в Украине. Так, например, на заседаниях профильных комитетов Минприроды сейчас обязательно присутствуют представители экологических ГО.

Чем мы можем помочь государству?

Нам до сих пор не хватает масштабных, понятных людям информационных кампаний по предотвращению образования отходов и повторного использования вещей. Ведь именно повторное использование позволяет уменьшить уровень выбросов диоксида углерода, метана и других опасных веществ — когда мы уменьшим объем захороненных и сожженных отходов.

Соответственно, здесь мы говорим и об уменьшении расходов общин на захоронение, содержание полигонов. Сэкономленные бюджетные средства можно использовать для модернизации сферы управления отходами или же направить на другие сферы, скажем, здравоохранение, образование, или же в поддержку армии и переселенцев, переехавших в эту общину.

Идеальных законов, как и идеального соблюдения законодательства, нет. То же немецкое законодательство в сфере повторного использования требует корректировки, дополнений, большего контроля со стороны государства.

До сих пор исполнение закона в некоторых общинах неполное или неправильное. Или, например, покупатели не могут использовать собственные контейнеры в популярных заведениях или продуктовых сетях.

Однако немецкие частные, общественные и муниципальные инициативы поражают своими поощрениями и тем, как им удается развивать культуру реюза среди населения. Это точно стоит внимания и наследования.