Законом, в частности, определяются:
- гарантии прав потребителей в сфере водоотвода;
- полномочия центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- требования к местным правилам приема сточных вод к системам централизованного водоотвода населенного пункта;
- обязанности субъектов отношений в сфере водоотвода.
Особое внимание уделено порядку установления показателей предельно допустимого сброса (ГДС) обратных вод, традиционно определяемых расчетами, а их соответствие контролируется результатами анализа разовой пробы обратной воды.
В то же время мировая практика отказалась от локального (персонально для каждого водопользователя) определения ГДС. Государственный орган, ответственный за водные ресурсы, ориентируясь на состояние водных массивов, директивно устанавливает и периодически пересматривает для каждого из них показатели ГДС. Как правило, они едины для водопользователей с определенным лимитом возвратных вод.
Таким образом, ориентиром и целью указанного подхода является обеспечение качества воды конкретного ее массива (река, озеро, море) без выполнения расчетов, которые в своей основе ошибочны, поскольку базируются на математических упрощениях и неточных значениях многочисленных физических величин, характеризующих водный массив. Также исчезает целая индустрия разработки ГДС. Водопользователи не тратят немалые средства на разработку проекта ГДС и, следует сказать откровенно, отпадает подозрение в предоставлении приоритета любому из водопользователей.
На мой взгляд, определение уровня соблюдения ГДС обратных вод требует изменения. В настоящее время очистные сооружения работают в условиях экстремальной нестабильности. Расход и качество сточной и обратной вод различны в определенный период суток, а также в разные сезоны и погодные условия. Здесь могут возникнуть сомнения в обоснованности выбора конкретного момента для взятия одноразовой пробы обратной воды.
Инерционная технология (особенно биологическая) очистки реагирует медленно, качество обратной воды меняется спустя несколько суток после изменения показателей сточной воды. К тому же, ряд ключевых показателей сточной и обратной воды определяется большой погрешностью, которая статистически нивелируется при значительном количестве измерений.
Поэтому мировая практика для ответственности за соблюдение ГДС употребляет средние значения характеристик обратных вод за определенный период работы очистных сооружений. В частности, водная директива ЕС ориентируется на среднегодовое значение.
Длительный период определения следует считать излишним, однако может быть полезно использование недельной или суточной усредненности для сбора информации, необходимой для определения среднегодового значения.
Очевидно, что указанный контроль возможен исключительно при автоматическом онлайн-определении показателей как сточной (для управления процессом очистки), так и обратной (для экологического контроля) воды. Потребность в системах мониторинга и автоматизированного управления технологическим процессом водоочистки давно назрела и активно реализуется, в частности, коллективом НПП "ЭНЕРГО-ПЛЮС".
Есть потребность в том, что рассмотренные вопросы будут учтены при выполнении задач по адаптации нормативных документов, определенной Законом Украины "О водоотводе сточных вод населенных пунктов".