Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов обнародовало проект нацплана управления отходами до 2033 года и план мероприятий к нему, которые начнут реализовывать с 2024 года.
Этот план предусматривает одновременную работу по совершенствованию и разработке законодательных норм, информированию общественности, созданию инфраструктуры для управления бытовыми, опасными и другими отходами, сообщает Минприроды.
План мероприятий Национального плана управления отходами до 2033 года содержит следующие положения:
– Общие
- Совершенствование и приближение национального законодательства к требованиям европейского законодательства (2024-2025);
- Внедрение экономических инструментов для усовершенствования управления отходами (2024-2026 годы и после окончания военного положения);
- усовершенствование институциональной структуры и укрепление кадрового потенциала в сфере управления отходами (2024-2033);
- Меры по предотвращению засорения и очистки засоренных территорий (2024–2033);
- Меры по очистке исторических мест размещения отходов, в частности ликвидации несанкционированных свалок и отходов, владелец которых не установлен (после принятия определенных законодательных норм).
– Бытовые отходы
- Формирование государственной политики (в годовой срок после принятия закона "Об управлении отходами");
- Создание эффективной системы сбора и вывоза бытовых отходов (2024-2033);
- Создание инфраструктуры для восстановления бытовых отходов (2024–2033);
- Создание инфраструктуры для удаления бытовых отходов (после принятия определенных норм), в частности строительство региональных полигонов, не опасных отходов, рекультивация свалок и полигонов и т.д.
– Опасные отходы
- Формирование государственной политики (2024–2033);
- Создание инфраструктуры для обработки (2025-2033).
– Промышленные отходы
- Формирование государственной политики (2024–2025);
- Создание инфраструктуры для обработки (2025-2030).
– Отходы добывающей промышленности
- Формирование государственной политики (2024 год – в течение года после принятия закона "Об управлении отходами добывающей промышленности");
- Создание инфраструктуры (2027-2034, через определенные сроки после принятия новых норм).
– Отходы строительства и сноса
- Формирование государственной политики (2024);
- Создание инфраструктуры для обработки (2024-2030).
– Отходы, образовавшиеся из-за повреждения (разрушения) зданий и сооружений в результате боевых действий, террористических актов, диверсий или проведения работ по ликвидации их последствий
- Создание инфраструктуры для управления отходами разрушений (2024–2033).
– Отходы сельского хозяйства
- Формирование государственной политики (2024–2030);
- Создание инфраструктуры для управления отходами растительного и животного происхождения (2024–2033);
- Совершенствование управления химическими средствами защиты растений (2024–2033).
– Медицинские отходы
- Формирование государственной политики и создание инфраструктуры (2024–2030).
– Отходы упаковки
- Формирование государственной политики (в годовой срок после принятия закона "Об упаковке и отходах упаковки");
- Создание инфраструктуры (2024–2030).
– отходы электрического и электронного оборудования
- Формирование госполитики (в годовой срок после принятия закона "Об управлении отходами" – в годовой срок после принятия закона "Об отходах электрического и электронного оборудования");
- Создание инфраструктуры для обработки (2024-2030).
– Отходы батарейки, батареи и аккумуляторы
- Формирование государственной политики (в годовой срок после принятия закона "О батареях и аккумуляторах");
- Создание инфраструктуры для обработки (2024-2030).
– Снятые с эксплуатации транспортные средства
- Формирование государственной политики (в годовой срок после принятия закона "Об управлении отходами");
- Создание инфраструктуры для сбора, хранения, разборки снятых с эксплуатации транспортных средств, повторного использования и восстановления отходов, образовавшихся после разборки снятых с эксплуатации транспортных средств (2024-2030).
– Отходов смазочных масел и шин
- Формирование государственной политики и создание инфраструктуры (2024–2030).
– Создание эффективной системы управления осадком сточных вод и инфраструктуры для обработки осадка сточных вод (2024-2033)
– Национальная программа уменьшения захоронения биоотходов (2024–2033);
– Национальная программа предотвращения образования отходов (2024-2033).
Экспертка по вопросам обращения с отходами Киевской школы экономики Татьяна Омельяненко в Facebook обратила внимание, что в различных публикациях Минприроды и его руководителя Руслана Стрельца информация о стоимости строительства мусороперерабатывающих заводов также разная.
“Может там [в проектах планов – ред. ] я найду трактовку, откуда взялись 207 заводов общей стоимостью 4 млрд евро, или долларов США (в разных публикациях министра информация разная). В некоторых – 4 млрд, то только на 5 заводов в Одесской области”, – написала она.
Напомним, Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов разработало законопроект "Об экологическом налоге за захоронение отходов и размещение добывающих отходов", предусматривающий увеличение ставки налога для захоронения смешанных бытовых отходов в 10 раз.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, эксперты оценили работу министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслана Стрельца в 2023 году на 4 по десятибалльной шкале, в частности из-за отсутствия прозрачности и подотчетности работы министерства.