Давайте кратко попробуем разобраться, что произошло.
- Сама резолюция ПАСЕ "Влияние вооруженных конфликтов на окружающую среду" действительно очень важна. Она признает необходимость:
- определение понятия экоцида как в национальном законодательстве, так и в международном праве;
- внесение изменений в Римский устав, чтобы добавить экоцид как новое преступление;
- защиты территорий, на которых расположены атомные электростанции, объекты критической инфраструктуры.
- Кодификация (систематизация) понятия экоцида все еще находится в стадии разработки. Его нужно четко выписать и утвердить на многих уровнях. Занимаются этим уже несколько лет, в частности, фонд Stop Ecocide.
Инициатива была начата в 2020 году по случаю 75-летия открытия Нюрнбергского трибунала по военным преступлениям Германии во время Второй мировой войны.
- Римский устав – это договор Международного уголовного суда. Понятно, что ПАСЕ никаких изменений без помощи других туда вносить не может. Устав определяет 4 вида преступлений: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии.
Вред окружающей среде относится к военным преступлениям, однако формулировка, представленная в статье 8, не имеет четкой правовой определенности и сложна для доказывания в суде. Кроме того, серьезный вред окружающей среде, причиненный в мирное время, не прописан в документе вообще.
Поэтому изменения в Римский устав крайне необходимы именно с добавлением экоцида как отдельного вида преступления.
Кстати, мир знает прецедент наказания агрессора за ущерб окружающей среде. В 1991 году была создана Компенсационная комиссия ООН, которая рассматривала экологический ущерб, нанесенный Кувейту из-за иракского вторжения. Пострадавшая сторона хотела 80 млрд долларов. Комиссия удовлетворила требования частично, обязав выплатить 5 млрд.
К сожалению, сейчас говорить о чем-то подобном тяжело. ООН превратилась в организацию, которая иногда не в состоянии решить даже гуманитарные вопросы. А страна-агрессор имеет там право вето.
Тем более значение имеет решение ПАСЕ, выразив свою позицию очень четко.
Принятие Резолюции – существенный шаг на пути совершенствования международных и национальных правовых механизмов защиты окружающей среды. В будущем это обязательно поможет нам привлечь виновных к уничтожению украинской природы к ответственности.
Но ожидать скорых решений не стоит.