Разлитый бензин, аммиак и сера: как аварии на "Укрзалізниці" вредят экологии

Разлитый бензин, аммиак и сера: как аварии на "Укрзалізниці" вредят экологии

Елена Бережнюк

Чрезвычайные ситуации на железной дороге загрязняют воздух, почвы, водоемы, могут привести к болезням скота и даже гибели людей

Железнодорожный транспорт считается одним из наиболее экологичных видов транспорта. Он, по оценкам экспертов, выбрасывает в окружающую среду гораздо меньше загрязняющих веществ, чем автомобили или самолеты. Но eco-friendly железную дорогу назвать вряд ли можно, особенно в Украине. Ведь кроме выбросов в воздух во время самих перевозок железная дорога несет и другую угрозу для окружающей среды.

Вся проблема в грузах, перевозящих транспортные поезда. Кроме вполне безопасного леса или зерна, по железной дороге движутся и грузы с повышенным уровнем опасности, как бензин или продукция химической промышленности. Поэтому аварии на железной дороге, хоть и случаются крайне редко, но могут привести к серьезным загрязнениям окружающей среды или даже масштабной катастрофе.

Мы в ЭкоПолитике решили собрать самые большие за последнее время аварии на украинской железной дороге, которые привели к загрязнениям окружающей среды и рассказать об их потенциальной опасности.

Последствия техногенных катастроф на железной дороге напрямую зависят от того, где они происходят, рассказывает председатель правления Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами Кирилл Косоуров. Ведь железная дорога проходит по разным районам: это могут быть поля, прибрежные зоны, села или большие города. Соответственно, от локализации аварии и во многом будет зависеть влияние на окружающую среду и возможности спасателей в части ликвидации последствий.

Если говорить о масштабных катастрофах на железной дороге, которые оказали влияние на окружающую среду, то первое, что приходит на память – это фосфорная авария недалеко от Львова, одна из крупнейших подобных аварий в мире.

Летом 2007-го поезд с 58 цистернами желтого фосфора следовал из Казахстана в Польшу. На перегоне Красное-Ожидов 15 цистерн сошли с рельсов и опрокинулись. Из-за утечки фосфора из одной цистерны произошло самовозгорание 6-ти. Пожар быстро был потушен, но облако из продуктов горения распространилось на 90 кв. км. В зоне поражения оказались около 100 сел. Уже на следующий день после пожара местные жители начали жаловаться на тошноту и головные боли, поэтому их временно отселили.

Радио Свобода

Радіо Свобода

Тогда независимая экспертиза не выявила превышения опасных веществ в почве, в воде или в воздухе. Но селяне долгое время не пили воду из колодцев и уничтожили урожай. Жалобы крестьян на ухудшение состояния здоровья после крушения освещали в репортажах из этой местности через год и даже пять лет после аварии.

Как рассказывает Косоуров, фосфор – это один из природных элементов, но он действительно ядовит:

"Летальная доза фосфора составляет примерно от 0,05 г до 0,15 г. При первичном поражении он может вызвать химические ожоги кожного покрова, слизистой оболочки и дыхательных путей. Есть также понятие хронического отравления фосфором: во время длительного воздействия на организм это вещество поражает кости. В общем, последствия для организма зависят от полученной дозы вещества и состояния здоровья человека".

К слову, серьезные последствия влечет за собой и отравление фосфором других живых организмов. В частности, жители Ожидова жаловались на слепоту у домашних животных.

Железнодорожная авария близ Ожидова, без сомнения, самая большая в истории независимой Украины, но она – не единственная. В 2012 году – Львовщину снова постигло несчастье. В мае в Пустомытовском районе на железнодорожной гонке Борщовичи-Подборцы во время движения грузового поезда сошли с рельсов 10 вагонов, 7 из которых – опрокинулись. Среди них 4 цистерны с дизтопливом и 1 цистерна с бензином. Из-за этого произошла утечка горючего, а три цистерны – загорелись.

"Если мы говорим о нефтепродуктах, при разливе они отравляют как почвы, так и грунтовые воды, с которыми впоследствии попадают в водоемы. – рассказывает Косоуров. – При таком отравлении можно с уверенностью сказать, что вымрут животные, контактирующие с такой средой. Например, если нефтепродукты в водоеме – вымрет и рыба, и птицы, селящиеся на берегах этих водоемов".

При возгорании бензина и дизтоплива, по словам эксперта, в воздух попадает сажа и формальдегид. Кроме того, сейчас в нефтепродукты добавляют разнообразные присадки для повышения октанового числа, очистки. Поэтому, безусловно, при горении эти вещества оказывают очень негативное влияние на живые организмы.

Авария с дизтопливом, правда, уже менее масштабная, произошла и в 2018-м в Днепре. На станции Нижнеднепровск-Узел из-за кражи железнодорожного полотна сошли с рельсов локомотив и 15 грузовых вагонов. Восемь из них были загружены прокатом, трубной заготовкой и дизтопливом. О серьезных утечках горючего не сообщалось.

Отдельная тема для железной дороги – аммиак. Это один из наиболее опасных грузов, перевозимых вагонами. И к сожалению, истоки его случаются регулярно. В 2019 году на Черниговщине на станции "Бахмач-Пассажирский" произошла утечка аммиака из одной из цистерн поезда. Всего в цистерне находилось 48 т опасного вещества. Такая же утечка из цистерны, которую подогнали по железной дороге, произошел в конце ноября этого года в Винницкой области, на территории предприятия, производящего агрохимикаты. Правда, самая серьезная авария с аммиаком на "Укрзалізниці" случилась еще 2000-го. Тогда 100 т аммиака вылилось в 60 м от жилых домов в Черкасской области.

"Аммиак это очень ядовитое вещество. Вообще оно имеет несколько зон поражения. Для тех, кто оказывается в близком кругу – это смертельная доза. Ко всему, аммиак – взрывоопасный", – объясняет Косоуров.

Также стоит вспомнить, что в июне 2021-го на железнодорожной станции в Синельниково на Днепропетровщине, произошла утечка не менее ядовитой серной кислоты.

К слову, опасность для окружающей среды несут не только аварии, а, как оказалось, и сама деятельность "Укрзалізниці" в последние годы. Об этом идет речь в депутатском запросе нардепа Андрея Одарченко к премьеру Денису Шмыгалю, который на днях опубликовали СМИ. В запросе приводятся факты злоупотреблений со стороны чиновников предприятия, которые привели к неудовлетворительному экологическому состоянию УЗ и массовому загрязнению территорий предприятия. Ожидается, что нарушение будет рассмотрено межведомственной рабочей группой СНБО, созданной для обеспечения постоянного функционирования железнодорожной отрасли.

К счастью, масштабные чрезвычайные ситуации на железной дороге случаются не так часто. Но все же железная дорога – это объект повышенной опасности, требующий особого внимания.

Учитывая хроническое невыполнения УЗ собственных планов по инвестициям, износ инфраструктуры и железнодорожного полотна, невыполнение планов по ремонту рельс, а также коррупционную составляющую, то, что аварии нас пока минуют – это больше везение, чем результат работы. Поэтому руководству государства стоило бы больше внимания уделить состоянию этого предприятия, чтобы впоследствии не вкладывать сумасшедшие деньги в ликвидацию последствий аварий, которые могут повториться в любой момент.

Теги:
Читайте также
Сколько экологов по образованию в 2022-2023 годах выпустила Украина: МОН обнародовал статистику
Сколько экологов по образованию в 2022-2023 годах выпустила Украина: МОН обнародовал статистику

Какое количество специалистов окружных специальностей ежегодно готовят украинские ВУЗы

Украина в 2023 году потратила 2,11 млрд грн на содержание Чернобыльской зоны отчуждения
Украина в 2023 году потратила 2,11 млрд грн на содержание Чернобыльской зоны отчуждения

В 2024 году запланировано потратить 2,49 млрд грн на управление зоной отчуждения

Нацбанк выпустил новую юбилейную монету "Аист черный"
Нацбанк выпустил новую юбилейную монету "Аист черный"

Это четвертая монета из серии, посвященная возрождению дикой природы на территории Чернобыльского заповедника.