Что такое "монетизация леса"? Пожалуй, первое, что придет в голову по мнению большинства украинцев – это вырубка деревьев. Еще кто-то вспомнит о сборе грибов или ягод, или охоте. На этом и все, ведь в Украине преимущественно используются лесные ресурсы именно так. Но такое понимание монетизации очень поверхностно. На самом же деле в мире монетизация природных ресурсов пошла дальше. Тот, кто вкладывает средства в сохранение окружающей среды, в частности лесов, может получить определенную компенсацию, за которую заплатит тот, кто этим благом пользуется, или наносит ему какой-либо вред.
Это совершенно новый для нас вариант взаимодействия с окружающей средой, когда забота о ней гармонично встраивается в экономическую систему. А как это работает на практике – выяснила ЭкоПолитика.
Часто мы воспринимаем лес несколько упрощенно. Для нас это преимущественно деревья, производящие кислород. По такой логике, чтобы было больше кислорода, необходимо больше лесов, так что нужно высадить больше деревьев. Такая логика, в частности, присутствует в инициативе президента Владимира Зеленского "Масштабное облесение". Она предполагает высадку миллиарда деревьев за три года. Но оказывается посадить деревья – это еще не все.
Представим предприятие, которое занимается промышленным выращиванием деревьев: сажает на плантациях быстрорастущие породы, рубит их уже лет через 15 и сажает заново. Формально, территория облесена. Но будет ли она реальным лесом, который принесет пользу не только кошельку, но и окружающей среде? Нет, к сожалению. За такой короткий период просто не успевает сформироваться лесная экосистема, а лес как целостная структура имеет значительно большее значение, чем просто высаженные деревья. Прежде всего, это среда жизни для многих животных, развитие растительности. Кроме того, он может играть роль в предупреждении развития эрозии или, например, в обеспечении водного регулирования. Все это так называемые экосистемные услуги, предоставляемые лесом. Поэтому многие страны мира уже перешли от этапа простой высадки деревьев к созданию и сохранению лесных экосистем.
Для того, чтобы внедрить практику грамотного управления лесом, при котором будут сохранены экологические функции лесов, биоразнообразие и даже значение леса для местных общин, была создана организация Forest Stewardship Council, FSC (в переводе Лесной попечительский совет). В эту организацию входят как деревообрабатывающие предприятия, желающие вести экологический бизнес с сохранением лесных ресурсов, так и организации, которые преследуют социальные интересы (профсоюзы, местные общины) и неправительственные организации, заинтересованные в сохранении лесных экосистем. Леса, хозяйство в которых ведется с соблюдением стандартов и оказанием экосистемных услуг, проходят сертификацию. Впоследствии продукция компаний, работающих с этими лесами, может получить соответствующую маркировку.
"У нас уже около 230 миллионов гектаров всемирно сертифицированных лесов. – рассказывает национальный представитель международной неправительственной некоммерческой организации FSC Павел Кравец. – Более 50 тысяч компаний в мире, более 130 стран мира внесены в этот глобальный механизм. Вся цепь должна отслеживаться, чтобы конечный потребитель был уверен, что покупаемая им продукция изготовлена именно с сохранением леса".
Леса, предоставляющие экосистемные услуги, могут использоваться для монетизации. Но эта монетизация бывает разной. В частности, забота о лесе может являться инвестицией в улучшение своего имиджа. К примеру, в Чили винодельческая компания Concha y Toro восстановила вокруг своих виноградников около 1000 га леса за 10 лет. Еще один пример, Groupe Française des Jeux (FDJ), французская лотерейная компания, сейчас спонсирует восстановление и сохранение биоразнообразия в лесу Сен-Сильвестр, расположенном в регионе Верхняя Вьенна, Франция. Основная деятельность этих компаний далеко не связана с сохранением окружающей среды, но они вкладывают средства в леса, чтобы заинтересовать экологически сознательного потребителя, количество которых с каждым годом растет.
В то же время, в некоторых странах за заботу о лесах можно получить реальные деньги, как от государства, так и от бизнеса. Такие программы финансовой поддержки управителей лесов делятся на три направления:
- Программы платы за гидрологические услуги. Они самые большие и охватывают 62 страны. Состоят в плате за защиту водных ресурсов. К примеру, в рамках инициативы The Green Heart of Cork WWF Mediterranean одна частная компания по производству напитков заплатила владельцам лесных земель за защиту водоносного горизонта, который использовала для своего производственного процесса. В Германии такая поддержка действует на уровне государства. Согласно федеральному водному законодательству, владельцы лесов могут получать компенсационные выплаты из бюджета за ограничение хозяйствования в охранных зонах подземных вод.
- Программы платы за углерод лесов. Это рыночные платежи в лесное хозяйство и использование земель, которые поглощают углерод. Во Франции действует программа LabelBasCarbone, которая позволяет частным и государственным компаниям добровольно компенсировать собственные выбросы парниковых газов путем поддержки экологических услуг в ведении лесного хозяйства.
- Программы платы за биоразнообразие. Их меньше всего. За ними владельцам лесов платят, чтобы они отводили свою землю для сохранения биоразнообразия. К примеру, в Финляндии действует подобная программа под названием Metso.
"В целом монетизация – это когда создаются условия и бизнес, или государство вводит механизмы, при которых выгодно становится защищать окружающую среду, улучшать ее состояние. И уже не имеет значения кто это будет делать. Будет ли это делать частное лицо или бизнес или государство через соответствующие регуляторные или финансово-экономические механизмы", – разъясняет Кравец.
На Украине практика сертификации лесов FSC существует уже 20 лет. Правда, у нас процесс монетизации довольно мало распространен, в том числе потому, что сама государственная система не адаптирована к сохранению лесных экосистем с помощью этого механизма.
"Сейчас если участок с лесом значится как земли сельхозназначения и попал к землевладельцу, а владелец его сохранит, он еще и может быть оштрафован за то, что земля не используется по целевому назначению. – рассказывает Кравец. – Необходимо же его поощрять, чтобы он ее не разливал, а хранил, давать какую-то преференцию. Не только уменьшать какие-то налоги, а возможно, еще прямо или косвенно давать определенные средства, чтобы он был заинтересован, чтобы лес там рос и играл определенную роль важную для всего общества".
То есть начинать монетизацию можно с малого. Еще один пример, если какой-то бизнес хочет получить в пользование лесной участок, чтобы, например, поставить заправку вблизи трассы, его можно обязать воспроизвести аналогичный по размерам и пользе для окружающей среды лесной участок где-нибудь в другом месте. Таким образом, фактический ущерб окружающей среде от разлеска какой-либо площади будет компенсирован.
В общем, инициатива монетизации леса не более сложна в исполнении, чем другие наши реформы отрасли охраны окружающей среды, поэтому вполне могла бы быть реализована в Украине. Пока для подобных мер нам не хватает и запроса общества и запроса бизнеса. К тому же не хватает и независимой системы оценки людей, которые могли бы не просто посчитать количественные показатели – посаженные деревья, а оценить качество – влияние на окружающую среду. Но поскольку наш бизнес активно интегрируется в европейскую среду, есть надежда, что подобные инвестиции с годами будут его интересовать все больше.