В Верховной Раде зарегистрировали два новых законопроекта "О промышленном загрязнении" slovoidilo.ua

В Верховной Раде зарегистрировали два новых законопроекта "О промышленном загрязнении"

Валентина Гембарская

Предыдущий законопроект №4167 трижды провалился в парламенте

В Верховной Раде во вторник, 7 сентября, зарегистрировали два доработанных законопроекта "О промышленном загрязнении" — №6004 и альтернативный №6004-1.

ЭкоПолитика проанализировала текст законопроектов и предлагает своим читателям ознакомиться с основными положениями.

№6004 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Автор: нардеп от "Голоса" Александра Устинова.

Цель — установление правовых и организационных основ интегрированного предотвращения и контроля промышленного загрязнения, которое возникает в результате промышленной деятельности, для обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды путем внедрения интегрированного экологического разрешения, определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения, требований по применению наилучших доступных технологий и методов управления, мониторинга выбросов и контроля соблюдения условий интегрированного экологического разрешения.

Авторы документа объясняют, что существует ряд регуляторных и институциональных причин, приводящих к проблеме загрязнения окружающей среды субъектами хозяйствования в Украине.

"Система разрешений в области охраны окружающей среды основана на Покомпонентном подходе к регулированию воздействия на окружающую среды: законодательством предусмотрена выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование, осуществление операций в сфере обращения с отходами — документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды. Такой подход не позволяет учитывать кумулятивное воздействие, осуществляемое субъектами хозяйствования на окружающую среду, частично оставляя без внимания вопросы, связанные с охраной почв и загрязнения подземных вод, эффективным потреблением энергии и сырья, условиями вывода из эксплуатации и восстановлением территории промышленной площадки до безопасного экологического состояния", — говорится в пояснительной записке.

Отмечается, что в рамках имплементации положений Директивы 2010/75/ЕС обязательным является применение субъектами хозяйствования наилучших доступных технологий и методов управления и достижения установленных в соответствии с ними предельно допустимых объемов выбросов. В Украине нет разработанных нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень наилучших доступных технологий и методов управления для регулирования отдельных видов деятельности, а предельно допустимые концентрации и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ не соответствуют значениям Директивы 2010/75/ЕС.

"Недостаточный уровень осуществления контроля со стороны государства за выполнением условий документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды и недейственный механизм обеспечения соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды не поощряют субъектов хозяйствования к увеличению инвестиций в природоохранные мероприятия. Зато большая часть промышленного оборудования в Украине является морально устаревшей и исчерпала свой ресурс, что приводит к сбоям в эксплуатации и повышает риск возникновения масштабных опасных аварий", — отмечают авторы.

Законопроект определяет:

  • основные требования к интегрированному экологическому разрешению,
  • перечень видов деятельности, которые требуют получения интегрированного экологического разрешения,
  • процедуру выдачи интегрированного экологического разрешения, основания отказа в выдаче интегрированного разрешения,
  • основания и порядок приостановления и аннулирования интегрированного разрешения,
  • основания и порядок внесения изменений в интегрированное разрешение,
  • требования в реестре интегрированных разрешений, особенности мониторинга выбросов и контроля субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное разрешение;
  • расширенные обязанности оператора загрязняющей установки: он обязан немедленно информировать разрешительный и контролирующий органы в случае нештатной ситуации или аварии, обеспечивать доступ контролирующим органам к проверкам, осуществлять регистрацию, обработку и представление результатов мониторинга выбросов таким образом, чтобы обеспечить контролирующему органу возможность проверки их достоверности и контроля за соблюдением условий интегрированного разрешения;
  • условия интегрированного разрешения для направления деятельности "интенсивное выращивание свиней и птицы" — должны учитывать требования законодательства о защите животных от жестокого обращения
  • сокращение срока перехода на НДТМ.

№6004-1 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности". Автор: нардеп от "Слуги народа" Олег Марусяк.

Цель — установление правовых и организационных основ предотвращения, уменьшения, контроля и устранения загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности, для обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды путем внедрения интегрированного экологического разрешения, определения видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения, требований по применению наилучших доступных технологий и методов управления, мониторинга выбросов.

"Сейчас в Украине отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие перечень наилучших доступных технологий и методов управления для регулирования отдельных видов деятельности, а предельно допустимые концентрации и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ не соответствуют значениям Директивы 2010/75/ЕС. Система разрешений в области охраны окружающей природной среды в Украине ежегодно доказывает свою неэффективность, а оставление ее в действующей модели не позволяет решить насущные проблемы загрязнения окружающей среды", — говорится в пояснительной записке.

Сейчас законодательством предусмотрена выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование, осуществление операций в сфере обращения с отходами — документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды. По мнению авторов законопроекта, такой подход не позволяет учитывать кумулятивное воздействие, осуществляемое субъектом хозяйствования на окружающую среду, частично оставляя без внимания вопросы, связанные с охраной почв и загрязнением подземных вод, эффективным потреблением энергии и сырья, условиями вывода по эксплуатации и восстановлением территории промышленной площадки до безопасного экологического состояния.

"Поэтому, принимая во внимание ряд экологических проблем, которые остро стоят в Украине, вопрос имплементации экологической составляющей Соглашения об ассоциации и проведения реформ в сфере охраны окружающей среды, в частности внедрение института интегрированного экологического разрешения по регулированию загрязнения окружающей природной среды и применения субъектами хозяйствования лучших доступных технологий и методов управления, а также достижения установленных в соответствии с ними предельно допустимых объемов загрязнения является первоочередной задачей в сегодняшних экологических реалиях. Указанные изменения обусловят обеспечения надлежащей степени защищенности общества от экологических катастроф, предотвращения ухудшения экологической обстановки в регионах, достижению европейского уровня охраны окружающей среды и устранение опасности для здоровья людей", — подчеркивают авторы документа.

Отмечается, что принятие этого проекта закона будет способствовать значительному ускорению темпов выполнения Украиной требований Соглашения об ассоциации по приведению в соответствие законодательства Украины в сфере охраны окружающей среды с законодательством Европейского Союза, будет способствовать использованию украинскими предприятиями новейших лучших технологий в сфере охраны окружающей природной среды, а также значительно улучшит инвестиционный климат в государстве.

Основные положения:

  • определяются основные требования к интегрированному разрешению;
  • перечень видов деятельности, которые требуют получения интегрированного разрешения;
  • процедура выдачи интегрированного разрешения;
  • основания отказа в выдаче интегрированного разрешения;
  • основания и порядок приостановления и аннулирования интегрированного разрешения;
  • основания и порядок внесения изменений в интегрированное разрешение, требования в реестр интегрированных разрешений;
  • разрабатывает и утверждает выводы НДТМ Кабинет министров. Обязательным является публичное обсуждение;
  • проведения общественных слушаний не является обязательным;
  • для оценки отступления обязательным является учет плана модернизации установки для достижения нормативов, определенных в НДТМ;
  • отступление может предоставляться на срок не более 7 лет и 15 лет со дня введения в действие выводов НДТМ при определенных условиях;
  • мониторинг выбросов привязывается к требованиям выводов НДТМ и правилам технической эксплуатации таких установок;
  • положения о мониторинге выбросов вводится в действие через 2 года со дня ввода в действие выводов НДТМ.
Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности
НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации