В конце января Минэкономики возобновило процедуру ОВОС для строительства ВЭС предприятием "Ветряной парк Турянский" на закарпатской полонине Руна. Тогда же экологическое сообщество призвало всех неравнодушных отправлять обращения к министру Алексею Соболеву с просьбой отклонить одобрение строительства. Однако на днях активистам начали приходить формальные отписки.
Об этом сообщили в Украинской природоохранной группе (UNCG).
Содержание ответа достаточно наглядно демонстрирует равнодушие Министерства экономики, окружающей среды и сельского хозяйства. Как отмечают в UNCG, им просто сообщили, что сроки общественного обсуждения по застройке полонины истекли. Однако эксперты подчеркивают – еще до этого ученые и общественные организации подали многочисленные обоснованные замечания относительно целесообразности строительства ВЭС.
Отдельный вопрос – заповедание территории. В ответе прослеживается желание переложить ответственность на Закарпатскую ОВА и местные органы власти. Якобы создание заказников – это исключительно их компетенция. Однако в UNCG настаивают, что это преуменьшение полномочий институции.
"Что касается заказников – Минэкономики имеет законные полномочия создавать их и без участия местных органов власти, в частности на землях, переданных в коммунальную собственность в ходе земельной реформы 2021 года. Закон это прямо разрешает", – пишут в природоохранной организации.
Что делать дальше?
Окончательное решение относительно застройки Карпат ветрогенераторами министерство должно принять уже 13 февраля. До этого времени экоактивисты просят отправлять обращения в Минэкономики, чтобы продемонстрировать несогласие общества с уничтожением уникальной природной территории. Они подготовили подробную инструкцию, как достучаться до институции.
Что будет с высокогорными территориями?
В случае, если Алексей Соболев поддержит положительное заключение ОВОС, это даст "зеленый свет" на уничтожение не только Руны. Как отмечали в UNCG, пострадают и другие полонины – Свидовец, Боржава, Апецкая, Гострая, Красная.
В сообществе подчеркивают, что ситуация с Руной высвечивает комплексные нарушения – международных обязательств Украины по защите природных комплексов и украинского законодательства, которое также требует охраны уникальных экосистем.
"Этот кейс – это тест украинского законодательства. Ведь ситуация с полониной Руна ярко демонстрирует, что можно делать все, что хочешь, вопреки закону, а затем требовать легализации этого", – подчеркнул биолог UNCG Андрей Тупиков.
Строительство парка ветрогенераторов на полонине Руна стало причиной ожесточенного противостояния. С одной стороны – бизнес и государственные институции, с другой – ученые, экоактивисты и местное сообщество.
ЭкоПолитика последовательно освещает эту историю, которая может стать негативным прецедентом и угрозой для украинских Карпат. Еще в 2024 году активисты сообщали о срыве общественных слушаний по поводу строительства ветропарка. Однако это не помешало компании начать установку фундаментов под генераторы.
Особого внимания "заслуживает" бездействие органов власти и государственных институций. Госэкоинспекция Закарпатья не обнаружила нарушений, а до этого отказалась предоставить акт проверки законности строительства. Закарпатский областной административный суд также отказался защищать полонину от застройки.