Запуск СТВ в Украине: эксперты предупредили о потенциальных рисках shutterstock

Запуск СТВ в Украине: эксперты предупредили о потенциальных рисках

Анна Великая

Они обусловлены как войной, так и ненадлежащей проработанностью процедур и процессов

Основные риски при внедрении системы торговли квотами (СТВ) на выбросы парниковых газов касаются вызовов, связанных с войной, недостаточной скоординированностью этапов запуска, а также низкой финансовой состоятельностью бизнеса в нынешних условиях.

Об этом специалисты рассказали в комментариях для ЭкоПолитики.

Резюмировав их ответы, мы выделили следующие основные проблемы и сложности, которые эксперты видят при запуске системы торговли выбросами в Украине:

1. Внедрение СТВ в условиях военного периода

Сейчас украинская экономика ослаблена войной, многие предприятия имеют ограниченный доступ к финансовым ресурсам и инвестициям.

"На сегодняшний день украинские предприятия сталкиваются с многочисленными вызовами, в частности отсутствием доступа к инвестициям и разрушенной инфраструктурой. Без помощи государства или международных финансовых институтов, реализация этого плана может стать чрезвычайно сложной. Поэтому нужна активная координация между государством, бизнесом и международными партнерами для обеспечения успешного запуска полноценной системы СТВ", – уверен генеральный директор Центра экологии и развития новых технологий (ЦЭРН) Владислав Антипов.

Кроме этого, разрушение инфраструктуры и нехватка ресурсов затрудняют полноценное функционирование системы мониторинга, отчетности и верификации (МОВ), ведь в условиях войны очень проблематично получить полные и достоверные данные о выбросах. Именно поэтому большинство опрошенных нами экспертов настаивают на 3-летнем периоде полноценного функционирования МОВ после прекращения или отмены военного положения.

"Компании Ассоциации считают, что пилотная фаза внедрения СТВ должна начаться с 2028 года, а полноценная фаза применения СТВ, начиная с 2031 года, при условии, что пройдет не менее 3 лет после прекращения или отмены военного положения и завершится минимум трехлетний период после запуска пилотной фазы", – говорит менеджер Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Виктория Карпец.

Она объяснила необходимость такой отсрочки тем, что для запуска СТВ необходимы конкретные расчеты параметров, в частности установление лимитов выбросов, подходов к определению общего объема квот, правил их распределения и проведения аукционов.

2. Отсутствие скоординированности между этапами запуска

Проект предложенного Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Плана запуска СТВ предусматривает различные этапы (возобновление МОВ, запуск пилотной и полноценной фазы), но между ними нет четкой координации. Об этом, в частности, сказала директор департамента по устойчивому развитию ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Ольга Семкив:

"Сейчас в проекте немного не хватает скоординированности между сроками возобновления отчетности в рамках национальной МОВ, пилотной и полноформатной фаз СТВ. Эти этапы должны быть последовательными и занимать достаточно времени для адаптации установок к новым регуляторным реалиям", – отметила она.

По словам Виктории Карпец, наложение этапов может вызвать задержки в принятии нормативных актов, поэтому важно определить, какие из них должны быть приняты до старта пилотного этапа, а какие можно дорабатывать постепенно.

3. Низкая готовность промышленности

Владислав Антипов назвал недостаточную адаптацию бизнеса к быстрым изменениям и возможное увеличение финансовой нагрузки на предприятия одним из факторов риска.

"Есть также угроза, что некоторые отрасли могут потерять конкурентоспособность без дополнительной поддержки", – отметил генеральный директор ЦЭРН.

На том, что каждый из этапов запуска СТВ должен занимать достаточно времени для адаптации установок к новым регуляторным реалиям, отметила и Ольга Семкив.

4. Неопределенность процессов коммуникации

Об отсутствии продуманного механизма участия бизнеса и четкого понимания, как будут взаимодействовать институты, привлеченные к созданию СТВ, ЭкоПолитике рассказала Виктория Карпец.

"В то же время остается неопределенным механизм участия бизнеса и кадровое обеспечение государственных органов специалистами в сфере СТВ. Также предполагается создание большого количества институтов, которые будут участвовать в создании СТВ, но отсутствует четкое понимание механизмов взаимодействия между ними", – отметила она.

Напомним, ранее ЭкоПолитика подготовила подробный материал о сроках, вызовах и перспективах внедрения СТВ в Украине.

Читайте также
Углеродный рынок ЕС платит загрязнителям вместо финансирования чистого перехода, – отчет WWF
Углеродный рынок ЕС платит загрязнителям вместо финансирования чистого перехода, – отчет WWF

Стоимость предоставленных бесплатных квот исчисляется десятками миллиардов евро

Турция готовится к запуску пилотной фазы СТВ и разрабатывает свою модель CBAM
Турция готовится к запуску пилотной фазы СТВ и разрабатывает свою модель CBAM

Ранее планировалось, что система начнет свое функционирование в 2024 году