Основные риски при внедрении системы торговли квотами (СТВ) на выбросы парниковых газов касаются вызовов, связанных с войной, недостаточной скоординированностью этапов запуска, а также низкой финансовой состоятельностью бизнеса в нынешних условиях.
Об этом специалисты рассказали в комментариях для ЭкоПолитики.
Резюмировав их ответы, мы выделили следующие основные проблемы и сложности, которые эксперты видят при запуске системы торговли выбросами в Украине:
1. Внедрение СТВ в условиях военного периода
Сейчас украинская экономика ослаблена войной, многие предприятия имеют ограниченный доступ к финансовым ресурсам и инвестициям.
"На сегодняшний день украинские предприятия сталкиваются с многочисленными вызовами, в частности отсутствием доступа к инвестициям и разрушенной инфраструктурой. Без помощи государства или международных финансовых институтов, реализация этого плана может стать чрезвычайно сложной. Поэтому нужна активная координация между государством, бизнесом и международными партнерами для обеспечения успешного запуска полноценной системы СТВ", – уверен генеральный директор Центра экологии и развития новых технологий (ЦЭРН) Владислав Антипов.
Кроме этого, разрушение инфраструктуры и нехватка ресурсов затрудняют полноценное функционирование системы мониторинга, отчетности и верификации (МОВ), ведь в условиях войны очень проблематично получить полные и достоверные данные о выбросах. Именно поэтому большинство опрошенных нами экспертов настаивают на 3-летнем периоде полноценного функционирования МОВ после прекращения или отмены военного положения.
"Компании Ассоциации считают, что пилотная фаза внедрения СТВ должна начаться с 2028 года, а полноценная фаза применения СТВ, начиная с 2031 года, при условии, что пройдет не менее 3 лет после прекращения или отмены военного положения и завершится минимум трехлетний период после запуска пилотной фазы", – говорит менеджер Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Виктория Карпец.
Она объяснила необходимость такой отсрочки тем, что для запуска СТВ необходимы конкретные расчеты параметров, в частности установление лимитов выбросов, подходов к определению общего объема квот, правил их распределения и проведения аукционов.
2. Отсутствие скоординированности между этапами запуска
Проект предложенного Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Плана запуска СТВ предусматривает различные этапы (возобновление МОВ, запуск пилотной и полноценной фазы), но между ними нет четкой координации. Об этом, в частности, сказала директор департамента по устойчивому развитию ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Ольга Семкив:
"Сейчас в проекте немного не хватает скоординированности между сроками возобновления отчетности в рамках национальной МОВ, пилотной и полноформатной фаз СТВ. Эти этапы должны быть последовательными и занимать достаточно времени для адаптации установок к новым регуляторным реалиям", – отметила она.
По словам Виктории Карпец, наложение этапов может вызвать задержки в принятии нормативных актов, поэтому важно определить, какие из них должны быть приняты до старта пилотного этапа, а какие можно дорабатывать постепенно.
3. Низкая готовность промышленности
Владислав Антипов назвал недостаточную адаптацию бизнеса к быстрым изменениям и возможное увеличение финансовой нагрузки на предприятия одним из факторов риска.
"Есть также угроза, что некоторые отрасли могут потерять конкурентоспособность без дополнительной поддержки", – отметил генеральный директор ЦЭРН.
На том, что каждый из этапов запуска СТВ должен занимать достаточно времени для адаптации установок к новым регуляторным реалиям, отметила и Ольга Семкив.
4. Неопределенность процессов коммуникации
Об отсутствии продуманного механизма участия бизнеса и четкого понимания, как будут взаимодействовать институты, привлеченные к созданию СТВ, ЭкоПолитике рассказала Виктория Карпец.
"В то же время остается неопределенным механизм участия бизнеса и кадровое обеспечение государственных органов специалистами в сфере СТВ. Также предполагается создание большого количества институтов, которые будут участвовать в создании СТВ, но отсутствует четкое понимание механизмов взаимодействия между ними", – отметила она.
Напомним, ранее ЭкоПолитика подготовила подробный материал о сроках, вызовах и перспективах внедрения СТВ в Украине.