В Верховной Раде зарегистрировали проекты постановлений о вынесении на голосование двух экологических законопроектов №4167 "О промышленном загрязнении" и №3091 "Об экоконтроле".
Соответствующие постановления появились на сайте парламента в четверг, 14 мая.
Накануне, 13 мая, на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования оба законопроекты были одобрены и рекомендованы к рассмотрению. Следующим шагом станет внесение документов в повестку дня на ближайшей сессии, а впоследствии — принятие в первом чтении.
- №3091 "Об экоконтроле"
Автор документа — нардеп от "Слуги народа" Александр Мариковский.
Цель — реформа государственного экологического контроля. Он устраняет ряд препятствий на пути проверок; ужесточает ответственность за нарушение природоохранного законодательства; устанавливает существенный штраф за недопуск инспектора; убирает дублирование полномочий между различными государственными учреждениями.
Что изменили к повторному первому чтению:
- Предлагается создать новый орган, который будет осуществлять контроль за соблюдением требований и норм законодательства в сфере экологического контроля. Действующий орган — Государственную экологическую инспекцию — предлагают ликвидировать.
- Закон не будет регулировать соблюдение требований лицензионных условий. Этот пункт изъяли из первой версии законопроекта.
- Продолжительность проверок будет: не более пяти дней для субъектов средней и незначительной степени риска, а на предприятиях со значительной степенью риска — не более 15 дней.
- Предприятия ежегодно будут обязаны подавать письменный отчет о рабочем времени осуществления деятельности трудового коллектива. Дедлайн — не позднее 15 января.
- О любых существенных изменениях в работе предприятия нужно сообщать в органы контроля не позднее чем через 12:00 после вступления таких изменений в силу.
- Все зарплаты представителей органов государственного экологического контроля рассчитываются на основе прожиточного минимума. Формулу определено в законопроекте.
В пояснительной записке указано, что на реализацию законопроекта понадобится дополнительно около 5 млн грн и увеличение расходов из госбюджета на оплату труда экоинспекторов.
- №4167 "О промышленном загрязнении"
Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать такое разрешение и т. д.
Документ зарегистрирован еще в конце сентября 2020 года. Он предусматривает внедрение системы контроля промышленного загрязнения в рамках проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины" (НДТМ для Украины), который реализуется при поддержке Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) по поручению правительства Германии.
Что он предусматривает:
- внедрение интегрированного экологического разрешения на выбросы для предприятий-загрязнителей;
- определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения;
- требования по применению наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ);
- мониторинг выбросов и контроля субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное экологическое разрешение.
Что изменилось в новой редакции:
- "Интегрированное разрешение" заменили на понятие "интегрированное экологическое разрешение".
- Подача заявления на получение интегрированного разрешения будет происходить только в электронном виде.
- Выдача и любые изменения интегрированного разрешения будут платными.
- На этапе внесения изменений в интегрированное разрешение будут проводить общественное обсуждение.
- Определена иерархия установления нормативов предельно допустимых выбросов — НДТМ.
- Законопроект также распространяется на этап проведения пусконаладочных работ.
- Финальное решение о выдаче интегрированного разрешения будет принимать Минприроды.
- Определены дополнительные условия для внесения изменений и обновления условий интегрированного разрешения.
- Предполагается установление средств автоматизированного мониторинга выбросов, которые в режиме реального времени должны передавать в разрешительный орган информацию о выбросах диоксида серы, оксидов азота и пыли в отходящих газах с каждой сжигающей установки, оксида углерода в отходящих газах с каждой сжигающей установки, работающей на газообразных видах топлива, органического углерода, хлороводорода, фтороводорода, диоксида серы с каждой установки для сжигания отходов и установки для совместного сжигания отходов, концентрации газообразного диоксида и триоксида серы, высвобождаемые в результате расщепления и кальцинирования из установок для накопления отработанной кислоты в объектах с сульфатным процессом, хлора из основных источников в пределах объектов с хлоридным процессом, пыли из основных источников с каждой установки, которая производит двуокись титана.
Как сообщала ЭкоПолитика, ранее в СНБО призвали доработать проект закона "О промышленном загрязнении", привлекая к этому представителя аппарата Совета национальной безопасности и обороны.