Законопроекты "О промышленном загрязнении" и "Об экоконтроле" вынесут на голосование Верховной Рады: сделан первый шаг slovoidilo.ua

Законопроекты "О промышленном загрязнении" и "Об экоконтроле" вынесут на голосование Верховной Рады: сделан первый шаг

Валентина Гембарська

Оба законопроекты вызвали активные общественные обсуждения

В Верховной Раде зарегистрировали проекты постановлений о вынесении на голосование двух экологических законопроектов №4167 "О промышленном загрязнении" и №3091 "Об экоконтроле".

Соответствующие постановления появились на сайте парламента в четверг, 14 мая.

Накануне, 13 мая, на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования оба законопроекты были одобрены и рекомендованы к рассмотрению. Следующим шагом станет внесение документов в повестку дня на ближайшей сессии, а впоследствии — принятие в первом чтении.

Автор документа — нардеп от "Слуги народа" Александр Мариковский.

Цель — реформа государственного экологического контроля. Он устраняет ряд препятствий на пути проверок; ужесточает ответственность за нарушение природоохранного законодательства; устанавливает существенный штраф за недопуск инспектора; убирает дублирование полномочий между различными государственными учреждениями.

Что изменили к повторному первому чтению:

  • Предлагается создать новый орган, который будет осуществлять контроль за соблюдением требований и норм законодательства в сфере экологического контроля. Действующий орган — Государственную экологическую инспекцию — предлагают ликвидировать.
  • Закон не будет регулировать соблюдение требований лицензионных условий. Этот пункт изъяли из первой версии законопроекта.
  • Продолжительность проверок будет: не более пяти дней для субъектов средней и незначительной степени риска, а на предприятиях со значительной степенью риска — не более 15 дней.
  • Предприятия ежегодно будут обязаны подавать письменный отчет о рабочем времени осуществления деятельности трудового коллектива. Дедлайн — не позднее 15 января.
  • О любых существенных изменениях в работе предприятия нужно сообщать в органы контроля не позднее чем через 12:00 после вступления таких изменений в силу.
  • Все зарплаты представителей органов государственного экологического контроля рассчитываются на основе прожиточного минимума. Формулу определено в законопроекте.

В пояснительной записке указано, что на реализацию законопроекта понадобится дополнительно около 5 млн грн и увеличение расходов из госбюджета на оплату труда экоинспекторов.

  • №4167 "О промышленном загрязнении"

Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать такое разрешение и т. д.

Документ зарегистрирован еще в конце сентября 2020 года. Он предусматривает внедрение системы контроля промышленного загрязнения в рамках проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины" (НДТМ для Украины), который реализуется при поддержке Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) по поручению правительства Германии.

Что он предусматривает:

  • внедрение интегрированного экологического разрешения на выбросы для предприятий-загрязнителей;
  • определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения;
  • требования по применению наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ);
  • мониторинг выбросов и контроля субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное экологическое разрешение.

Что изменилось в новой редакции:

  • "Интегрированное разрешение" заменили на понятие "интегрированное экологическое разрешение".
  • Подача заявления на получение интегрированного разрешения будет происходить только в электронном виде.
  • Выдача и любые изменения интегрированного разрешения будут платными.
  • На этапе внесения изменений в интегрированное разрешение будут проводить общественное обсуждение.
  • Определена иерархия установления нормативов предельно допустимых выбросов — НДТМ.
  • Законопроект также распространяется на этап проведения пусконаладочных работ.
  • Финальное решение о выдаче интегрированного разрешения будет принимать Минприроды.
  • Определены дополнительные условия для внесения изменений и обновления условий интегрированного разрешения.
  • Предполагается установление средств автоматизированного мониторинга выбросов, которые в режиме реального времени должны передавать в разрешительный орган информацию о выбросах диоксида серы, оксидов азота и пыли в отходящих газах с каждой сжигающей установки, оксида углерода в отходящих газах с каждой сжигающей установки, работающей на газообразных видах топлива, органического углерода, хлороводорода, фтороводорода, диоксида серы с каждой установки для сжигания отходов и установки для совместного сжигания отходов, концентрации газообразного диоксида и триоксида серы, высвобождаемые в результате расщепления и кальцинирования из установок для накопления отработанной кислоты в объектах с сульфатным процессом, хлора из основных источников в пределах объектов с хлоридным процессом, пыли из основных источников с каждой установки, которая производит двуокись титана.

Как сообщала ЭкоПолитика, ранее в СНБО призвали доработать проект закона "О промышленном загрязнении", привлекая к этому представителя аппарата Совета национальной безопасности и обороны.

Читайте также
Экокомитет проведет заседание 24 июля: что на повестке дня
Экокомитет проведет заседание 24 июля: что на повестке дня

Среди прочего депутаты затронут актуальный вопрос шума от электрогенераторов

В ВРУ зарегистрирован законопроект "О ратификации Дунайской региональной программы"
В ВРУ зарегистрирован законопроект "О ратификации Дунайской региональной программы"

Соглашение направлено на создание условий для привлечения международной технической помощи