Законопроект "О промышленном загрязнении" доработали после провала в Раде: что изменилось Shutterstock

Законопроект "О промышленном загрязнении" доработали после провала в Раде: что изменилось

Маргарита Шевченко

Законопроект расширяет полномочия Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины

Законопроект №4167 "О промышленном загрязнении", который парламент провалил в первом чтении 19 февраля, доработали с учетом поправок народных депутатов.

ЭкоПолитика подготовила для своих читателей анализ, что изменилось в документе к повторному первому чтению (чтобы просмотреть текст документа, доскролльте до конца страницы). Кстати, 10 марта законопроект будет рассмотрен на заседании экологического комитета Рады.

Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать интегрированное разрешение и т. д

Документ был зарегистрирован еще в конце сентября 2020 года. Он предусматривает внедрение системы контроля промышленного загрязнения в пределах проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины" (НДТМ для Украины), который реализуется при поддержке Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) по поручению правительства Германии.

Законопроект предлагает ввести интегрированное разрешение на выбросы загрязняющих веществ для предприятий, которые являются загрязнителями окружающей среды.

Документ определяет основные требования к интегрированному решению, перечень видов деятельности, которые требуют получения такого разрешения, процедуру его выдачи, особенности мониторинга выбросов, а также контроля субъектов хозяйствования, которые получили разрешения.

Также будет введена электронная систему выдачи интегрированных разрешений. Она призвана уменьшить нагрузку на субъектов хозяйствования, а также оптимизировать взаимодействие государства, бизнеса и общественности.

Что изменилось в новой редакции:

  • Интегрированное разрешение заменили на понятие интегрированного природного разрешения.
  • Подача заявления на получение интегрированного разрешения будет происходить только в электронном виде.
  • Выдача и любые изменения интегрированного разрешения будут платными.
  • На этапе внесения изменений в интегрированное разрешение будут проводить общественное обсуждение.
  • Определена иерархия установления нормативов предельно допустимых выбросов — НДТМ.
  • Законопроект также распространяется на этап проведения пусконаладочных работ.
  • Финальное решение о выдаче интегрированного разрешения будет принимать Минприроды.
  • Определены дополнительные условия для внесения изменений и обновления условий интегрированного разрешения.
  • Предусматривается установление средств автоматизированного мониторинга выбросов, которые в режиме реального времени должны передавать в разрешительный орган информацию о выбросах: диоксида серы, оксидов азота и пыли в отходящих газах с каждой сжигающей установки, оксида углерода в отходящих газах с каждой сжигающей установки, работающей на газообразных видах топлива, органического углерода, хлороводорода, фтороводорода, диоксида серы с каждой установки для сжигания отходов и установки для совместного сжигания отходов, концентрации газообразного диоксида и триоксида серы, высвобождаемых в результате расщепления и кальцинирования из установок для накопления отработанной кислоты в объектах с сульфатным процессом, хлора из основных источников в пределах объектов с хлорным процессом, пыли из основных источников каждой установки, что производит двуокись титана.

В частности, в новом варианте законопроекта учли:

  • Уточненные требования для остановки действия интегрированного разрешения.
  • Отказать в выдаче интегрированного разрешения не имеют права на основании заключения заинтересованного органа.
  • Убрали понятие "значительное влияние".
  • Вдвое увеличили сроки для начала деятельности установки, перед тем, как ее интегрированное разрешение аннулируют.
  • Выводы НДТМ утверждает Минприроды и они вводятся в действие через 4 года со дня вступления в силу.
  • На три месяца увеличены сроки неприменения действия закона к операторам всех видов деятельности.

Однако, к сожалению, не был учтен ряд замечаний. В документе так и не изменили то, что разрешительный орган может устанавливать дополнительные требования для предприятий, если применение НДТМ не позволяет достичь установленных нормативов.

Как сообщала ЭкоПолитика, Верховная Рада 16 февраля провалила голосование и отправила на доработку скандальный законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшение и контроле промышленного загрязнения".

Читайте также
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны

"Острые углы" могут усложнить процесс экомодернизации украинской промышленности

Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"
Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"

Нардепам рекомендуют принять доработанный документ в первом чтении

Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению
Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению

Также существует 3 "довоенных" законопроекта в сфере предотвращения промышленного загрязнения

Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"
Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"

Предложены требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько закона "Об охране атмосферного воздуха"