8 августа в полном объёме вступил в силу Закон Украины №3855-IX "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Он вводит принципиально новый – европейский – подход к регулированию воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Его внедрение вызывает множество вопросов как у производителей, так и у общественности.
Поэтому ЭкоПолитика подготовила материал-эксплейнер, чтобы помочь своим читателям разобраться в нововведениях, которые вступили в силу.
Закон "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" Верховная Рада приняла более года назад – 16 июля 2024 года. Дискуссии по этой инициативе длились более 10 лет. Этот нормативно-правовой акт ранее не раз выносился в зал для голосования и не получал одобрения.
Почему этот закон важен
Это евроинтеграционный документ, который является частью обязательств Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС. Он адаптирует украинское экологическое законодательство к европейской Директиве 2010/75/ЕС Европейского парламента и Совета от 24.11.2010 года "О промышленных выбросах (интегрированном предотвращении и контроле загрязнения)". Этот нормативно-правовой акт вводит новую модель контроля за промышленными предприятиями, являющимися крупнейшими источниками загрязнения.
Цель закона: минимизировать вредное воздействие предприятий на окружающую среду за счёт комплексного подхода к контролю промышленного загрязнения. Теперь вместо отдельных разрешений на выбросы, сбросы и отходы вводится единое интегрированное экологическое разрешение (ИЭР), в котором учитываются все источники воздействия на экосистему и применяется принцип использования наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).
Закон №3855-IX определяет:
- основные требования к интегрированному экологическому разрешению;
- перечень видов деятельности, для которых требуется его получение;
- процедуру выдачи;
- основания для отказа в выдаче;
- основания и порядок отзыва интегрированного экологического разрешения;
- требования к обязательному применению НДТМ, мониторингу выбросов и контролю выполнения условий интегрированного экологического разрешения.
Что такое интегрированное экологическое разрешение
Это новый тип разрешения, который объединяет в себе разрешение на выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, обращение с отходами и другие аспекты воздействия предприятия на окружающую среду. Оно выдаётся не на предприятие в целом, а на конкретную установку, осуществляющую потенциально опасную деятельность.
Главная идея внедрения ИЭР – предотвращать загрязнение, а не реагировать на его последствия постфактум. ИЭР основывается на следующих принципах:
- наилучших доступных технологий и методов управления – то есть внедрении современных технологических решений, позволяющих максимально снизить вред для окружающей среды;
- комплексного подхода – учёт всех видов воздействия установки на окружающую среду в одном документе;
- прозрачности – обязательное публичное обсуждение документов, поданных для получения разрешения.
Какие предприятия обязали иметь ИЭР
Действие закона об интегрированном предотвращении промышленного загрязнения распространяется на операторов установок, осуществляющих потенциально опасную промышленную деятельность – в первую очередь, на крупные предприятия с существенным воздействием на окружающую среду. Исчерпывающий перечень из 40 видов деятельности, осуществление которых требует получения ИЭР, приведён в приложении к Закону №3855-IX о промзагрязнении. Среди них производственные процессы в следующих сферах:
- энергетика;
- производство и обработка металлов;
- промышленность по переработке минерального сырья;
- химическая промышленность;
- управление отходами;
- иные виды деятельности (в том числе животноводство, растениеводство, деревообработка, производство углерода, очистка сточных вод).
В соответствии со ст. 2, действие этого Закона не распространяется на опытное производство, а также на испытания новых продуктов и процессов.
Как получить интегрированное экологическое разрешение
Процедура получения ИЭР чётко регламентирована Законом. Она предусматривает подачу документов исключительно в электронном виде через Единый государственный реестр интегрированных экологических разрешений, который будет работать на платформе "ЭкоСистема".
Во второй половине мая Минприроды приглашало представителей общественности присоединиться ко второму этапу тестирования IT-системы выдачи интегрированных экологических разрешений. С того момента сообщений о степени её готовности к запуску не поступало.
Приводим порядок получения ИЭР на инфографике от министерства:

Инфографика: facebook.com/EnvironmentalofUkraine.
Более подробно алгоритм получения ИЭР для предприятий выглядит так:
-
Определить установку и проверить, подпадает ли она под перечень видов деятельности, на которые согласно Закону необходимо получить интегрированное экологическое разрешение.
-
Подать в Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины заявление о получении ИЭР и все необходимые документы. О том, какую информацию нужно указать в заявлении, а также перечень документов, которые к нему прилагаются, мы рассказывали в этом материале.
-
Ожидать до 30 рабочих дней, пока министерство проводит предварительное рассмотрение этого заявления. При необходимости ведомство предоставит дополнительные разъяснения. По результатам рассмотрения оно либо признает заявление приемлемым, либо сообщит о необходимости устранения недостатков.
-
Если заявление принято, опубликовать объявление о начале общественного обсуждения.
-
В случае выявления недостатков, в течение 30 рабочих дней устранить их и повторно подать заявление.
-
После опубликования документов в Реестре интегрированных экологических разрешений проводится общественное обсуждение, которое длится 30 рабочих дней. В течение этого срока общественность имеет право подавать любые замечания и предложения в письменной форме или устно во время общественных слушаний. Именно в это время параллельно государственные экологические инспекторы проводят проверку и обследование установки и промышленной площадки. При необходимости также начинаются трансграничные консультации.
-
После завершения общественного обсуждения в течение 5 рабочих дней необходимо получить от Государственной экологической инспекции и других компетентных органов (Государственное агентство водных ресурсов, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Государственное агентство по энергетической эффективности и энергосбережению, областные/военно-гражданские администрации) их заключения. Другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут подать свои предложения и замечания к заявлению оператора.
-
Завершающий этап – выдача ИЭР или принятие решения об отказе в его выдаче. На этот этап законом предусмотрено 30 рабочих дней. В рамках этого срока для рассмотрения проекта ИЭР может быть созвана согласительная комиссия с участием представителей Министерства экономики, окружающей среды и сельского хозяйства, оператора установки, компетентных органов, органов местного самоуправления и общественности.
Срок действия интегрированного экологического разрешения не ограничен. Если предприятие получило ИЭР на свою установку, оно имеет право ввести ее в эксплуатацию.
Какую форму будет иметь интегрированное разрешение и какая информация в нем будет указана, ЭкоПолитика рассказывала в этой статье.
Сколько времени будет у предприятий на получение интегрированных разрешений
Хотя закон вступает в силу уже 8 августа 2025 года, для операторов существующих установок предусмотрен переходный период – 4 года, чтобы подготовиться и своевременно получить интегрированное разрешение. Он предусматривает 3 года на подачу заявления и еще 1 год на получение интегрированного экологического разрешения.
Однако конкретные сроки перехода на ИЭР будут зависеть от “вида” установки. Есть 4 возможных варианта:
-
действующие установки, которые и дальше планируют эксплуатировать;
-
действующие установки, которые будут выведены из эксплуатации в течение 10 лет с даты вступления в силу закона, и фактически будут получать так называемое “разрешение на смерть”;
-
установки, которые вводятся в эксплуатацию впервые;
-
установки, которые вводятся в эксплуатацию впервые в течение 1 года с даты вступления в силу закона.
Условия ИЭР для таких установок будут различаться в период действия военного положения и после его прекращения или отмены. Отсчет сроков будет вестись с 8 августа 2025 года – даты вступления в силу закона о промышленном загрязнении. Для удобства подробную информацию Министерство охраны окружающей среды представило в виде инфографики:

Источник: t.me/mindovkillia.
То есть, чтобы получить ИЭР на новую установку, необходимо, чтобы она соответствовала выводам наилучших доступных методов и технологий управления (НДТМ) с дня вступления их в силу.
Для действующих установок требование соответствовать НДТМ отложено на 4 года со дня прекращения или отмены военного положения.
А что с действующими разрешениями?
Разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также на обработку отходов, полученные предприятиями после вступления в силу Закона Украины №3855-IX "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" будут действовать в течение срока, указанного в них, но не дольше чем до 8 августа 2029 года.
Сколько стоит оформление ИЭР
Согласно ст. 6 Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", плата за выдачу такого разрешения устанавливается в размере 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. На данный момент такой минимум составляет 3028 грн, соответственно, за получение ИЭР нужно будет уплатить в государственный бюджет 90 840 грн.
Плата не взимается за внесение изменений в интегрированное экологическое разрешение по упрощённой процедуре, а также в случае пересмотра и обновления условий такого разрешения.
Кто сможет получить отступление от выводов НДТМ при получении первого интегрированного разрешения
В ст. 13 закона о промышленном загрязнении предусмотрено, что в отдельных случаях для конкретной действующей установки могут быть установлены менее жёсткие предельно допустимые выбросы, чем нормы, определённые в выводах НДТМ, – так называемое отступление.
В середине июня Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины сформулировало требования к разработке, форме и содержанию оценки таких отступлений, однако они до сих пор не утверждены Кабинетом министров Украины.
В проекте постановления предусматривается, что для того, чтобы определить, имеет ли установка право на отступление, необходимо рассчитать стоимость достижения установкой предельно допустимых выбросов, определённых в выводах НДТМ, а также рассчитать коэффициент экономической непропорциональности Kэн.
Если значение Kэн < 1, отступление предоставляется на срок, который был указан оператором как "Срок отступления, лет", но не менее, чем на 3 года. В случае, если значение Kэн ≥ 1, отступление не предоставляется.
Более подробно об условиях предоставления отступления и методике расчёта можно узнать в нашем материале по ссылке.
Ранее ЭкоПолитика также писала о том, как будет функционировать реестр интегрированных экологических разрешений и какая информация будет представлена в регистрационном деле.