Фото – Вступил в силу закон №3855-IX о предотвращении промышленного загрязнения: что нужно знать shutterstock

Вступил в силу закон №3855-IX о предотвращении промышленного загрязнения: что нужно знать

Анна Великая

Предприятиям будет предоставлено 4 года на получение принципиально нового документа – интегрированного экологического разрешения – для действующих установок

8 августа в полном объёме вступил в силу Закон Украины №3855-IX "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Он вводит принципиально новый – европейский – подход к регулированию воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Его внедрение вызывает множество вопросов как у производителей, так и у общественности.

Поэтому ЭкоПолитика подготовила материал-эксплейнер, чтобы помочь своим читателям разобраться в нововведениях, которые вступили в силу.

Закон "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" Верховная Рада приняла более года назад – 16 июля 2024 года. Дискуссии по этой инициативе длились более 10 лет. Этот нормативно-правовой акт ранее не раз выносился в зал для голосования и не получал одобрения.

Почему этот закон важен

Это евроинтеграционный документ, который является частью обязательств Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС. Он адаптирует украинское экологическое законодательство к европейской Директиве 2010/75/ЕС Европейского парламента и Совета от 24.11.2010 года "О промышленных выбросах (интегрированном предотвращении и контроле загрязнения)". Этот нормативно-правовой акт вводит новую модель контроля за промышленными предприятиями, являющимися крупнейшими источниками загрязнения.

Цель закона: минимизировать вредное воздействие предприятий на окружающую среду за счёт комплексного подхода к контролю промышленного загрязнения. Теперь вместо отдельных разрешений на выбросы, сбросы и отходы вводится единое интегрированное экологическое разрешение (ИЭР), в котором учитываются все источники воздействия на экосистему и применяется принцип использования наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

Закон №3855-IX определяет:

  • основные требования к интегрированному экологическому разрешению;
  • перечень видов деятельности, для которых требуется его получение;
  • процедуру выдачи;
  • основания для отказа в выдаче;
  • основания и порядок отзыва интегрированного экологического разрешения;
  • требования к обязательному применению НДТМ, мониторингу выбросов и контролю выполнения условий интегрированного экологического разрешения.

shutterstock

Что такое интегрированное экологическое разрешение

Это новый тип разрешения, который объединяет в себе разрешение на выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, обращение с отходами и другие аспекты воздействия предприятия на окружающую среду. Оно выдаётся не на предприятие в целом, а на конкретную установку, осуществляющую потенциально опасную деятельность.

Главная идея внедрения ИЭР – предотвращать загрязнение, а не реагировать на его последствия постфактум. ИЭР основывается на следующих принципах:

  • наилучших доступных технологий и методов управления – то есть внедрении современных технологических решений, позволяющих максимально снизить вред для окружающей среды;
  • комплексного подхода – учёт всех видов воздействия установки на окружающую среду в одном документе;
  • прозрачности – обязательное публичное обсуждение документов, поданных для получения разрешения.

Какие предприятия обязали иметь ИЭР

Действие закона об интегрированном предотвращении промышленного загрязнения распространяется на операторов установок, осуществляющих потенциально опасную промышленную деятельность – в первую очередь, на крупные предприятия с существенным воздействием на окружающую среду. Исчерпывающий перечень из 40 видов деятельности, осуществление которых требует получения ИЭР, приведён в приложении к Закону №3855-IX о промзагрязнении. Среди них производственные процессы в следующих сферах:

  • энергетика;
  • производство и обработка металлов;
  • промышленность по переработке минерального сырья;
  • химическая промышленность;
  • управление отходами;
  • иные виды деятельности (в том числе животноводство, растениеводство, деревообработка, производство углерода, очистка сточных вод).

В соответствии со ст. 2, действие этого Закона не распространяется на опытное производство, а также на испытания новых продуктов и процессов.

shutterstock

Как получить интегрированное экологическое разрешение

Процедура получения ИЭР чётко регламентирована Законом. Она предусматривает подачу документов исключительно в электронном виде через Единый государственный реестр интегрированных экологических разрешений, который будет работать на платформе "ЭкоСистема".

Во второй половине мая Минприроды приглашало представителей общественности присоединиться ко второму этапу тестирования IT-системы выдачи интегрированных экологических разрешений. С того момента сообщений о степени её готовности к запуску не поступало.

Приводим порядок получения ИЭР на инфографике от министерства:

facebook.com/EnvironmentalofUkraine

Инфографика: facebook.com/EnvironmentalofUkraine.

Более подробно алгоритм получения ИЭР для предприятий выглядит так:

  1. Определить установку и проверить, подпадает ли она под перечень видов деятельности, на которые согласно Закону необходимо получить интегрированное экологическое разрешение.

  2. Подать в Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины заявление о получении ИЭР и все необходимые документы. О том, какую информацию нужно указать в заявлении, а также перечень документов, которые к нему прилагаются, мы рассказывали в этом материале.

  3. Ожидать до 30 рабочих дней, пока министерство проводит предварительное рассмотрение этого заявления. При необходимости ведомство предоставит дополнительные разъяснения. По результатам рассмотрения оно либо признает заявление приемлемым, либо сообщит о необходимости устранения недостатков.

  4. Если заявление принято, опубликовать объявление о начале общественного обсуждения.

  5. В случае выявления недостатков, в течение 30 рабочих дней устранить их и повторно подать заявление.

  6. После опубликования документов в Реестре интегрированных экологических разрешений проводится общественное обсуждение, которое длится 30 рабочих дней. В течение этого срока общественность имеет право подавать любые замечания и предложения в письменной форме или устно во время общественных слушаний. Именно в это время параллельно государственные экологические инспекторы проводят проверку и обследование установки и промышленной площадки. При необходимости также начинаются трансграничные консультации.

  7. После завершения общественного обсуждения в течение 5 рабочих дней необходимо получить от Государственной экологической инспекции и других компетентных органов (Государственное агентство водных ресурсов, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Государственное агентство по энергетической эффективности и энергосбережению, областные/военно-гражданские администрации) их заключения. Другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут подать свои предложения и замечания к заявлению оператора.

  8. Завершающий этап – выдача ИЭР или принятие решения об отказе в его выдаче. На этот этап законом предусмотрено 30 рабочих дней. В рамках этого срока для рассмотрения проекта ИЭР может быть созвана согласительная комиссия с участием представителей Министерства экономики, окружающей среды и сельского хозяйства, оператора установки, компетентных органов, органов местного самоуправления и общественности.

Срок действия интегрированного экологического разрешения не ограничен. Если предприятие получило ИЭР на свою установку, оно имеет право ввести ее в эксплуатацию.

Какую форму будет иметь интегрированное разрешение и какая информация в нем будет указана, ЭкоПолитика рассказывала в этой статье.

Сколько времени будет у предприятий на получение интегрированных разрешений

Хотя закон вступает в силу уже 8 августа 2025 года, для операторов существующих установок предусмотрен переходный период – 4 года, чтобы подготовиться и своевременно получить интегрированное разрешение. Он предусматривает 3 года на подачу заявления и еще 1 год на получение интегрированного экологического разрешения.

Однако конкретные сроки перехода на ИЭР будут зависеть от “вида” установки. Есть 4 возможных варианта:

  • действующие установки, которые и дальше планируют эксплуатировать;

  • действующие установки, которые будут выведены из эксплуатации в течение 10 лет с даты вступления в силу закона, и фактически будут получать так называемое “разрешение на смерть”;

  • установки, которые вводятся в эксплуатацию впервые;

  • установки, которые вводятся в эксплуатацию впервые в течение 1 года с даты вступления в силу закона.

Условия ИЭР для таких установок будут различаться в период действия военного положения и после его прекращения или отмены. Отсчет сроков будет вестись с 8 августа 2025 года – даты вступления в силу закона о промышленном загрязнении. Для удобства подробную информацию Министерство охраны окружающей среды представило в виде инфографики:

t.me/mindovkillia

Источник: t.me/mindovkillia.

То есть, чтобы получить ИЭР на новую установку, необходимо, чтобы она соответствовала выводам наилучших доступных методов и технологий управления (НДТМ) с дня вступления их в силу.

Для действующих установок требование соответствовать НДТМ отложено на 4 года со дня прекращения или отмены военного положения.

А что с действующими разрешениями?

Разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также на обработку отходов, полученные предприятиями после вступления в силу Закона Украины №3855-IX "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" будут действовать в течение срока, указанного в них, но не дольше чем до 8 августа 2029 года.

Сколько стоит оформление ИЭР

Согласно ст. 6 Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", плата за выдачу такого разрешения устанавливается в размере 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. На данный момент такой минимум составляет 3028 грн, соответственно, за получение ИЭР нужно будет уплатить в государственный бюджет 90 840 грн.

Плата не взимается за внесение изменений в интегрированное экологическое разрешение по упрощённой процедуре, а также в случае пересмотра и обновления условий такого разрешения.

Кто сможет получить отступление от выводов НДТМ при получении первого интегрированного разрешения

В ст. 13 закона о промышленном загрязнении предусмотрено, что в отдельных случаях для конкретной действующей установки могут быть установлены менее жёсткие предельно допустимые выбросы, чем нормы, определённые в выводах НДТМ, – так называемое отступление.

В середине июня Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины сформулировало требования к разработке, форме и содержанию оценки таких отступлений, однако они до сих пор не утверждены Кабинетом министров Украины.

В проекте постановления предусматривается, что для того, чтобы определить, имеет ли установка право на отступление, необходимо рассчитать стоимость достижения установкой предельно допустимых выбросов, определённых в выводах НДТМ, а также рассчитать коэффициент экономической непропорциональности Kэн.

Если значение Kэн < 1, отступление предоставляется на срок, который был указан оператором как "Срок отступления, лет", но не менее, чем на 3 года. В случае, если значение Kэн ≥ 1, отступление не предоставляется.

Более подробно об условиях предоставления отступления и методике расчёта можно узнать в нашем материале по ссылке.

Ранее ЭкоПолитика также писала о том, как будет функционировать реестр интегрированных экологических разрешений и какая информация будет представлена в регистрационном деле.

Читайте также
Фото – Кабмин прояснил вопрос с действующими разрешениями на выбросы и сбросы
Кабмин прояснил вопрос с действующими разрешениями на выбросы и сбросы

Чиновники планируют установить для них конечную дату действия в случае их получения с 8 августа этого года

Фото – Минприроды составило список загрязнителей и значимых факторов для интегрированного разрешения
Минприроды составило список загрязнителей и значимых факторов для интегрированного разрешения

Он содержит новые химические соединения, которые ранее не нормировались и не отслеживались