8 августа этого года вступил в силу Закон Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". В самом первом абзаце этого документа законодатели заявили о внедрении в Украине наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).
Для украинских предприятий начался отсчет времени, за который им предстоит получить интегрированные экологические разрешения (ИЭР) и перейти на НДТМ.
ЭкоПолитика подготовила материал, который поможет быстро разобраться в этом новом для Украины подходе к производственным процессам, понять, как он повлияет на состояние окружающей среды, и осознать задачи, которые в связи с этим стоят перед отечественными предприятиями.
Что такое НДТМ
Наилучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ) – это наиболее эффективные на данный момент существующие технологии для защиты окружающей среды. Их разрабатывают с учетом как специфики отдельных отраслей промышленности, так и экономической целесообразности. Кроме того, это такие методы эксплуатации промышленных объектов, которые обеспечивают предотвращение или, если это невозможно, снижение уровня загрязнения и вредного воздействия на окружающую среду.
Во всех англоязычных документах НДТМ называются BAT – Best Available Techniques. Имейте это в виду, если будете работать с зарубежными источниками на эту тему.
НДТМ являются одним из ключевых элементов Директивы 2010/75/ЕС о промышленном загрязнении (интегрированное предотвращение и контроль загрязнения) (Industrial Emissions Directive 2010/75/EU – сокращенно IED). Поскольку этот термин комплексный, приводим расшифровку, что именно имели в виду авторы документа:
Наилучшие – наиболее эффективные с точки зрения защиты окружающей среды.
Доступные – разработанные на данный момент в таком масштабе, который позволяет внедрять их в соответствующем промышленном секторе; имеют практически осуществимые экономические и технические условия с учетом затрат.
Технологии и методы управления – применяемые технологии, а также технологии проектирования и строительства установок, вопросы эксплуатации и вывода из эксплуатации.
Как Европа внедряет наилучшие доступные технологии и методы управления
Само понятие НДТМ впервые появилось в Директиве 84/360/ЕЭС еще в далеком 1984 году. Эту директиву разработали для противодействия загрязнению воздуха промышленными предприятиями. В ней говорилось о "наилучших доступных технологиях, которые не предусматривают чрезмерных расходов" (BATNEEC – best available techniques not entailing excessive costs). Действующая сейчас Директива 2010/75/ЕС о промышленных выбросах является одной из наиболее прогрессивных преемниц Директивы 84/360/ЕЭС.
Основная цель внедрения предприятиями НДТМ – достижение амбициозно низких уровней загрязнения всех элементов окружающей среды, обусловленного производственной деятельностью.
Разработка и обновление наилучших доступных технологий и методов управления в ЕС осуществляется непрерывно. Этот процесс постоянного совершенствования известен как Севильский – по названию испанского города, где с 1997 года действует Европейское бюро интегрированного предотвращения и контроля загрязнения. Украина с 2023 года принимает в этом процессе участие в качестве наблюдателя.
В рамках Севильского процесса чиновники, представители промышленности и гражданского общества совместно на постоянной основе работают над пересмотром НДТМ. Они обмениваются информацией о наилучших доступных технологиях и методах управления между странами Европейского Союза и промышленностью, чтобы каждая страна ЕС максимально эффективно имплементировала требования 75-й Директивы.
Благодаря этому обновление экологических требований к промышленным предприятиям и снижение уровня выбросов происходит непрерывно. Так, например, в декабре 2024 года Европейская комиссия ввела обновленные выводы НДТМ для металлургических заводов и литейных цехов.
После официального внедрения новых норм европейские предприятия постепенно внедряют обновленные НДТМ в собственные производственные процессы.
Как это работает на практике
Если вы попытаетесь разобраться с терминами и понятиями, связанными с НДТМ, вы выделите такие основные из них:
-
непосредственно НДТМ (BAT);
-
выводы НДТМ (BAT conclusions);
-
справочники BREF (BAT Reference Documents).
Объясняем, в чем их суть.
НДТМ
Это общее понятие, которое описывает те технологии и подходы, которые считаются наиболее эффективными для сокращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом их технической и экономической целесообразности.
BREF
Основным источником информации о таких технологиях и подходах являются справочники BREF (BAT Reference Documents) – это подробные отраслевые документы, которые готовятся на уровне ЕС в рамках упомянутого ранее Севильского процесса и являются его результатом. В BREF описываются производственные процессы, технологии, уровни выбросов, потребление ресурсов и другие характеристики. Каждый такой справочный референтный документ состоит из 250-1000 страниц.

Слайд из презентации, подготовленной немецкой правительственной компанией Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Источник: mepr.gov.ua.
Большинство BREFs охватывают конкретные виды промышленной деятельности, их называют "отраслевыми BREFs". Однако существует также ряд "горизонтальных BREFs", которые относятся к таким межотраслевым вопросам, как энергоэффективность, промышленные системы охлаждения или выбросы от хранения, и имеют значение для промышленного производства в целом.
В настоящее время в ЕС разработано 36 справочников BREF. Пересмотр этих справочных референтных документов происходит примерно раз в 8 лет.
Выводы НДТМ
На основе BREFs Еврокомиссия утверждает BAT Conclusions или BATC (выводы НДТМ) – официальные документы с конкретными требованиями к предприятиям: предельными уровнями выбросов (BAT-AELs), методами мониторинга, правилами использования технологий.
Выводы НДТМ являются основой для установления предельно допустимых выбросов и выдачи разрешений для установок, которые охватываются Приложением I Директивы о промышленных выбросах.

Слайды из презентации, подготовленной немецкой государственной компанией Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Источник: mepr.gov.ua.
Если НДТМ – это скорее концепция и ориентир, а BREF – справочник, который систематизирует эту информацию, то выводы НДТМ имеют юридическую силу и используются для установления условий интегрированных экологических разрешений.
На сегодняшний день в Евросоюзе действуют 22 вывода НДТМ (BAT conclusions). В этих документах установлены нормы выбросов для установок различных отраслей промышленности.
Предприятия каких отраслей обязаны внедрять НДТМ
На территории ЕС функционирует более 52 тыс. промышленных объектов, подпадающих под действие Директивы о промышленных выбросах.
К ним относятся:
-
электростанции;
-
нефтеперерабатывающие заводы;
-
производства стали;
-
производства цветных металлов;
-
производства цемента;
-
производства извести;
-
производства стекла;
-
производства химических веществ;
-
производства целлюлозы и бумаги;
-
производства пищевых продуктов и напитков;
-
установки по обработке отходов, включая их сжигание;
-
установки по интенсивному выращиванию птицы или свиней.
Все они обязаны применять наилучшие доступные технологии и методы управления. НДТМ – это ключевой инструмент ЕС для регулирования их выбросов.
Внедрение НДТМ в Украине
Определение наилучших доступных технологий и методов управления впервые появилось в отечественном законодательстве еще в 1991 году в статье 31-1 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды". В ней указано, что выводы НДТМ в Украине разрабатываются и утверждаются на основе актов законодательства ЕС.
"Содержание, форма и структура выводов наилучших доступных технологий и методов управления должны максимально полно и точно соответствовать содержанию, форме и структуре соответствующего акта законодательства Европейского Союза", – говорится в Законе.
Однако тогда дальше определений и терминов дело не продвинулось. Вопрос стал более остро в 2014 г. – после того, как Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Одним из обязательств нашей страны в рамках этого документа стала имплементация Директивы 2010/75/ЕС Европарламента и Совета о промышленном загрязнении (интегрированное предотвращение и контроль загрязнения).
Как Украина годами шла к принятию рамочного закона
Для сближения украинского законодательства об охране окружающей среды с законодательством ЕС в 2015 году была принята Национальная стратегия сближения (апроксимации) законодательства Украины с правом ЕС в сфере охраны окружающей среды. В пункте 5.7 этого документа отмечено, что "в целях обеспечения имплементации положений Директив 2010/75/ЕС и 96/82/ЕС необходимо перевести и обеспечить общий доступ к методическим рекомендациям по НДТ (BREF) и решениям Европейской комиссии относительно НДТ".
Предполагалось, что через 2 года после вступления в силу Соглашения об ассоциации, то есть к концу 2016 года будет:
-
принято национальное законодательство и установлен уполномоченный орган для выполнения Директивы о промышленных выбросах;
-
разработана концепция внедрения интегрированной разрешительной системы и проект закона об интегрированном разрешении.
А вот к концу 2019 года планировалось:
-
создать механизм мониторинга соблюдения условий интегрированного разрешения;
-
определить промышленные объекты, которым необходимо получение ИЭР;
-
внедрить НДТМ, основанные на выводах справочных документов BREF.
Внедрением Директивы о промышленных выбросах занялось Министерство экологии и природных ресурсов Украины (МЭПР). В ноябре 2018 года оно представило Концепцию реализации государственной политики в сфере промышленного загрязнения для общественного обсуждения. Этот документ был необходимым условием для дальнейшей разработки законопроекта "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения", который был запланирован на 2019-2020 годы. То есть уже тогда Украина отставала от графика, установленного в Соглашении об ассоциации, на несколько лет.
В декабре 2019 года законопроект о промышленном загрязнении все же был обнародован. В феврале следующего года он поступил в Верховную Раду Украины, но менее чем через 2 недели был отозван.
В конце сентября 2020 года в парламенте был зарегистрирован правительственный законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности". Его крайне негативно восприняли представители бизнеса. Эксперты считали, что законопроект противоречит Директиве 2010/75/ЕС. В итоге депутаты его провалили.
Позднее народные депутаты предложили 3 альтернативных законопроекта №4167-1, 4167-2 и 4167-3, но до голосования они так и не дошли.
Эту группу документов сменила другая – в декабре 2022 года комитет Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования рассматривал законопроект №6004 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" и три альтернативных – №6004-1, 6004-2 и №6004-д. Последний в результате стал основным и был обозначен как евроинтеграционный. Но и его депутаты умудрились провалить – документ набрал 225 голосов из необходимых 226.
В тот же день, когда не удалось принять законопроект №6004-д, народные депутаты сделали "финт ушами" и перерегистрировали его текст уже под новым номером – 11355, что является нарушением регламента. 16 июля 2024 года его приняли во втором чтении. Этот нормативно-правовой акт стал правовой основой для применения стандартов НДТМ в различных отраслях промышленности.
Таким образом, с принятием этого рамочного документа законодатели опоздали как минимум на 4 года.
Какие подзаконные акты уже готовы
Поскольку понятие НДТМ является одним из ключевых в 75-й Директиве ЕС о контроле промышленного загрязнения, неудивительно, что на нем основан и Закон Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Согласно статье 3 этого Закона, интегрированное экологическое разрешение выдается на основании выводов НДТМ. Заявление на получение ИЭР (или внесение изменений в него) также должно содержать оценку соответствия наилучшим доступным технологиям и методам управления. Соответственно, и условия интегрированного экологического разрешения определяются согласно выводам НДТМ.
По информации украинского правительства, чиновники утвердили все необходимые для реализации положений Закона нормативно-правовые акты.
Активную работу по переводу и согласованию терминологии выводов НДТМ в Украине начали только в 2022 году. И первыми в декабре того же года Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов опубликовало Справочный документ по наилучшим доступным технологиям и методам управления (BREF) "Энергоэффективность".
В настоящее время на украинский язык переведено 10 документов BAT. Среди них 8 отраслевых и 2 – горизонтальных:
-
Отраслевые BREFs:
-
Промышленность по переработке черных металлов.
-
Производство чугуна и стали.
-
Промышленность по переработке цветных металлов.
-
Кузнечная и литейная промышленность.
-
Поверхностная обработка металлов и пластмасс.
-
Производство цемента, извести и оксида магния.
-
Производство стекла.
-
Керамическая промышленность.
-
Горизонтальные BREFs:
-
Энергоэффективность.
-
Мониторинг выбросов от установок, подпадающих под действие 75-й Директивы.
А вот порядок разработки и утверждения выводов НДТМ, а также публикации справочных референтных документов по наилучшим доступным технологиям и методам управления (BREFs) Кабинет министров Украины согласовал только в конце января этого года.
Его основные положения:
-
Выводы НДТМ разрабатываются как перевод официальных выводов ЕС.
-
Этот перевод финансируется из бюджета, донорских средств и технической помощи.
-
Документы должны быть идентичны выводам ЕС (по структуре, содержанию, таблицам, графике).
-
Проекты выводов НДТМ обсуждаются в рабочих группах с участием власти, бизнеса и общественности (длительность обсуждения – до 45 дней).
-
Профильное министерство утверждает их и публикует на веб-портале Единого государственного реестра интегрированных экологических разрешений, а также на своем официальном веб-сайте.
-
Одновременно с утвержденными выводами публикуется и соответствующий справочный референтный документ.

Слайд из презентации, подготовленной немецкой государственной компанией Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Источник: mepr.gov.ua.
В Законе Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" также предусмотрено, что профильное министерство обновляет выводы НДТМ не позднее чем через 12 месяцев со дня официального опубликования соответствующих актов в ЕС.
Как предприятиям подготовиться к внедрению НДТМ
Согласно ст. 29 Закона Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", применение выводов НДТМ для установок, которые уже введены в эксплуатацию, начнется не ранее чем через 4 года со дня прекращения или отмены военного положения, а для установок, которые вводятся в эксплуатацию впервые, – со дня вступления в силу таких выводов. То есть все новые объекты, вводимые в эксплуатацию после 8 августа 2025 года, должны соответствовать европейским экологическим требованиям в соответствии с выводами НДТМ.
Для всех существующих установок имеющиеся разрешения на выбросы, специальное водопользование и обращение с отходами утрачивают силу с момента получения интегрированного разрешения, но не позднее чем через 4 года со дня вступления в силу Закона, то есть 8 августа 2029 года.
В течение 4-летнего переходного периода операторы установок, подпадающих под действие закона о промышленном загрязнении, имеют право до момента получения ИЭР продолжать оформлять отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на специальное водопользование, на осуществление операций по обращению с отходами.
Минприроды выделило 4 “вида” установок, для которых сроки перехода на ИЭР будут разными. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Источник: t.me/mindovkillia.
Следующей важной задачей для имплементации 75-й Директивы в Украине является утверждение выводов НДТМ. С одной стороны, они конкретизируют требования к предприятиям, а с другой – помогут уменьшить негативное воздействие промышленных объектов на окружающую природную среду.
Также ожидаем запуска ИТ-системы для выдачи ИЭР, которая будет внедрена на платформе "ЭкоСистема". О ее создании Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины отчиталось еще в августе.
Кто сможет получить отступ от НДТМ
Статья 13 Закона Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" предусматривает, что разрешительный орган может установить для конкретной установки менее жесткие предельно допустимые выбросы, чем нормативы, определенные в выводах наилучших доступных технологий и методов управления. Это и есть отступ.
Он предоставляется при наличии вступивших в силу выводов НДТМ для соответствующего вида деятельности, который осуществляется на установке, и применяется с даты, указанной в таких выводах.
Отступ может быть предоставлен в двух случаях:
-
получение впервые интегрированного экологического разрешения для установки, которая уже эксплуатируется;
-
в случае обновления условий ИЭР в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 23 этого Закона.
Он предоставляется на срок осуществления конкретных мероприятий, определенных условиями ИЭР, и не может превышать 7 лет со дня применения выводов НДТМ, по которым предоставлен отступ. Срок предоставленного отступа не продлевается.
Подробнее о том, как определить, имеет ли установка право на отступ от выводов НДТМ и как его получить, читайте в нашем материале. Стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что правительство заявляет о полной готовности подзаконных нормативно-правовых актов, утвержденного постановления Кабинета министров Украины под названием "Об утверждении Требований к разработке, форме и содержанию оценки отступа и показателей критерия непропорционально высокой стоимости достижения установкой предельно допустимых выбросов, определенных в выводах наилучших доступных технологий и методов управления, по сравнению с преимуществами для окружающей среды, а также методики расчета стоимости достижения установкой предельно допустимых выбросов, определенных в выводах наилучших доступных технологий и методов управления, в сравнении с преимуществами для окружающей среды", которое Минприроды разработало и обнародовало еще в июне, журналистам ЭкоПолитики найти так и не удалось.
Чек-лист для предприятий по подготовке к внедрению НДТМ
-
Проверьте, входит ли ваша отрасль в перечень тех, где необходимо внедрение НДТМ.
-
Ознакомьтесь с соответствующим справочником BREF. Узнайте, какие технологии и методы признаны лучшими в ЕС для вашего сектора.
-
Проведите аудит производства. Оцените текущее состояние оборудования, процессов и воздействия на окружающую среду.
-
Составьте план модернизации: определите, что необходимо обновить или заменить, чтобы соответствовать требованиям НДТМ.
-
Рассчитайте бюджет необходимых экологических инвестиций и запланируйте эти расходы среди других затрат предприятия.
-
Подготовьте документы, необходимые для получения интегрированного экологического разрешения, и подайте заявление на его получение. Перечень документов и информацию, которую необходимо указать в заявлении, мы приводили вот здесь.
-
Проведите внутренние тренинги для сотрудников, чтобы они знали, как работать по новым правилам.
-
Следите за нововведениями: отслеживайте обновления в справочниках, законодательные изменения и новые рекомендации или тренинги от Минэкономики по темам ИЭР и НДТМ.