Война – это катастрофа не только для людей, но и для окружающей среды. В результате военных действий заражается воздух, вода, почвы, уничтожается флора и фауна. Также появляются и риски повреждения особо опасных объектов: предприятий химической промышленности, атомных электростанций и других сооружений, которые могут повлечь за собой массовое загрязнение значительных территорий. Окружающая среда остается невидимой жертвой войны.
Поэтому мы в ЭкоПолитике проанализировали, какие последствия для нашей природы уже принесла российская агрессия и чего ждать дальше.
Вред для окружающей среды от боевых действий всегда достаточно масштабен. От взрывов снарядов и бомб нарушается рельеф, разрушаются и проседают почвы, выводятся из строя значительные массивы пашни, происходят подтопления участков, уничтожается природная среда обитания отдельных популяций. Химические соединения, содержащиеся в боеприпасах, загрязняют воздух и воду.
В районе активных боев почвы массово загрязняются горюче-смазочными материалами, металлическими осколками от снарядов и мин, а также обедненным ураном, который используется для повышения бронебойной способности некоторых боеприпасов. Эти почвы еще долго могут быть непригодными для сельского хозяйства.
Также от боевых действий страдают и леса. В результате попадания вражеских снарядов велик риск лесных пожаров. Оперативно погасить возгорание в таком случае довольно сложно, поэтому такие пожары могут бесконтрольно распространяться и уничтожать значительные участки лесной экосистемы.
Война в Украине – это катастрофа для целого континента, объясняет президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок. С точки зрения окружающей среды не бывает локальной войны, ведь последствия даже малейших военных действий распространяются на целый мир и оказывают исключительно вредное влияние на здоровье и жизнь всего человечества.
"Сегодня российско-оккупационные войска разрушают в Украине инфраструктуру, нарушая экологическое равновесие. – рассказывает Цыганок. – Разрушение инфраструктуры, связанной с водоснабжением и водоотводом, химическое загрязнение, отключение от электроэнергии объектов, сбрасывающих сточные воды, представляют угрозу для водных ресурсов, но и для экосистемы в целом".
По поводу повреждения опасных объектов, 26 февраля вражеская ракета уже попала в нефтебазу в селе Крячки Васильковской общины Киевской области. И.о. министра защиты окружающей среды и природных территорий Руслан Стрелец заявил, что ущерб для окружающей среды от этого удара составил примерно 810 млрд грн.
3 марта в Чернигове при обстреле на территории ГП "Комбинат Астра" снаряд попал в нефтебазу. В результате этого загорелась резервуарная группа в 3 тыс. м куб. дизтоплива.
"Самое опасное в таких техногенных катастрофах – попадание вредных веществ в почву и грунтовые воды. – объясняет Цыганок. – Обычно фиксируется существенное превышение содержания канцерогенных веществ, которые угрожают здоровью жителей населенных пунктов, находящихся вблизи эпицентра. Необходимо проверять воду в колодцах, потому что есть вероятность, что в грунтовые воды пойдет грязь.
Но особую опасность для окружающей среды представляет повреждение атомной генерации. Еще 24 февраля оккупанты зашли в зону отчуждения и захватили Чернобыльскую АЭС. Из-за их деятельности еще 27 февраля исследователи зафиксировали значительное превышение норм поглощенной дозы, сообщает пресс-центр Зоны отчуждения.
"Украина потеряла контроль над системой АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки). Последние полученные данные свидетельствуют о семикратном превышении норм поглощенной дозы на датчике рядом с объектами хранения радиоактивных отходов "Вектор", "Подлесный", "Третья очередь" и "Буряковка". Что свидетельствует о некорректном использовании оккупантами систем безопасности и отсутствии у них необходимой экспертизы для защиты ядерных объектов".
От боевых действий серьезно страдают и заповедные территории. Природные комплексы, для которых не желательно вмешательство человека, могут стать местом перехода войск, тяжелой техники или вообще испытать прямые удары. Кроме того, в результате боевых действий заповедные территории могут оказаться отрезанными от поставок всего необходимого. Сейчас такая участь постигла самый большой степной заповедник в Европе – "Аскания-Нова". Как сообщил ЭкоПолитике директор заповедника Виктор Шаповал, они оказались в оккупации с первых часов. Хотя военные действия территорию не затронули, наладить работу в таких условиях достаточно не просто:
"Заповедник в автономном состоянии, в режиме жесткой экономии ресурсов. Все закупочные процедуры сорваны. Неотложная проблема с концентрированными кормами. Помогают средствами волонтеры. Сейчас пытаемся их освоить – закупить зерно у местных фермеров", – рассказал Шаповал.
Весна этого года вместо возрождения принесла нашей природе массовые разрушения, последствия которых мы сможем оценить только со временем. В целом у окружающей среды нет понятия границ, вся экологическая система – взаимосвязана. Поэтому война несет вред не только украинской природе, ее последствия будут ощущать на себе и другие страны, наши близкие и дальние соседи еще много лет.