Широкомасштабное военное вторжение россии на территорию Украины по прогнозам мирового банка приведет к сокращению экономики страны примерно на 45%. Более 9 миллионов украинцев уехали из страны с начала войны, сотни предприятий уничтожены или повреждены. Государство ожидает большая работа по восстановлению после победы.
Об этом заявили в швейцарском городе Лугано 4-5 июля во время презентации Плана восстановления Украины, говорится в пресс-релизе коалиции "Энергетический переход".
Одним из важных стратегических секторов восстановления является энергетический. Уничтожение критической инфраструктуры, оккупация, энергетический терроризм внесли существенные негативные изменения в сферу энергетики страны, в том числе в отрасль возобновляемой энергетики, которая до войны медленнее, чем нуждается страна, однако развивалась.
Общая установленная мощность возобновляемых источников энергии в Украине с 2018 по 2021 годы выросла более чем в четыре раза – с 2,3 ГВт до 9,6 ГВт. В 2021 году доля электроэнергии достигла 8,1% или 12,8 ТВт-ч. Из общего объема 60% было снабжено солнечной энергией, 30% ветром, почти 8% биомассой и биогазом и 2% малыми ГЭС.
С 2020 года и по сей день отрасль получает практически неощутимую поддержку от государства. Об этом неоднократно заявляли как представители бизнеса, так и общественные организации. Так, к примеру, в сентябре ряд общественных организаций, представителей бизнеса и муниципалитетов, отстаивающих идею развития возобновляемой энергетики, обратились к Правительству с требованием внесения положения о развитии распределенной генерации возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) в цели проекта Плана восстановления в соответствии с принципами 4-го Энергетического пакета "Чистая энергия для всех европейцев". Здесь речь шла о станциях мощностью до 1 МВт - малой распределенной генерации, которая предоставляет наибольшие выгоды для громад и страны в целом. По мнению представителей общественного сектора, в Плане восстановления мероприятия по развитию сектора энергетики "не отражают комплексного решения по стимулированию развития малой генерации возобновляемых источников энергии", а лишь точечно решают вопросы.
Ограничение производства "зеленой" электроэнергии
С начала войны энергетическая система Украины нуждалась в скорейшем реагировании на ситуацию. Из-за снижения потребления у нас был избыток электроэнергии (примерно 35%).
Учитывая избыток электроэнергии, возникло 2 задачи: сократить ее производство (для баланса сети), второе – найти новые рынки сбыта. Государство использовало оба варианта. 30 июня Украина начала продажу электроэнергии в ЕС. Если первое мероприятие энергетическое сообщество приняло на "ура", то второе, сокращение количества генерации, не было на пользу производителям "зеленой" энергии. Речь идет об указаниях государственных диспетчеров об остановке работы станций, производящих электроэнергию с ВИЭ в пик их работы для балансировки электроэнергии в системе.
Из-за частых вмешательств в работу станций ВИЭ сектор начал терять миллионы. Об этом на совместной пресс-конференции заявляли представители владельцев станций, профильных ассоциаций и парламентарии.
"Согласно расчетам, объем системных ограничений СЭС составлял 573 ГВт/ч, или, примерно, 30% от потенциальной генерации. В финансовом выражении это 80 миллионов евро или 2,5 миллиарда гривен. Соответственно вместо ограничений и недопроизводства "зеленая" энергия в будущем может быть экспортирована в страны ЕС, снижая финансовую нагрузку и выплату "зеленого" тарифа за системные ограничения. У Украины есть значительные экспортные возможности”, – заявил на этой же пресс-конференции председатель правления Общественного союза “Ассоциация Солнечной энергетики Украины” Владислав Соколовский.
Частично или полностью разрушены ВИЭ-станции: за чьи средства восстанавливают?
На фото – пострадала от ракетных обстрелов солнечная электростанция компании Solar Generation в Харьковской области – ФЭС "Мерефа" в Мерефьянской территориальной громаде. Также пострадали СЭС этой компании в Николаевской области.
По словам руководителя предприятия Станислава Игнатьева в Харьковской области, не осталось ни одной действующей солнечной электростанции. Только 1 станция компании Solar Generation подлежит восстановлению. В Николаевской области ситуация несколько лучше. Разбомбленную станцию Solar Generation удалось частично восстановить, но только благодаря сотрудничеству с местным облэнерго и удачной находке – крупное предприятие, которому сейчас компания поставляет электроэнергию.
Предприниматель подтверждает: кроме обстрелов станции “ Solar Generation” страдали и от диспетчерских указаний. А также отмечает, что сдерживание генерации возобновляемой энергетики должно было происходить в последнюю очередь.
“В соответствии с действующим законодательством, это злоупотребление со стороны центральной диспетчерской службы, поскольку в соответствии с Законом "Об электроэнергетике" предприятия по производству "зеленой" электроэнергии получают команду (это называется "команда на разгрузку мощностей") в последнюю очередь. То есть сначала следовало бы ограничивать большие ТЭС, частично гидроэнерго, потом атомная энергетика и уже в последнюю очередь, когда нет технической возможности, то дают указания предприятиям "зеленой" энергетики” – заявляет Игнатьев.
Государство согласно Кодексу системы передачи обязуется возвращать средства за соответствующие ограничения. Правда, этот долг отдает не в полном объеме и с задержкой. Например, “Solar Generation” с начала войны получило примерно 40% компенсации.
Следовательно, уменьшение генерации приводит к сокращению доходов владельцев станций, а постоянные обстрелы оккупантов уничтожают инфраструктуру, которую необходимо восстановить за средства владельцев. Станислав Игнатьев подтверждает, что станцию в Николаевской области предприятие отремонтировало за свой счет.
Сам же процесс восстановления любой ВИЭ-станции юридически означает ее "модернизацию" и потерю "зеленого" тарифа. Предприниматель Игнатьев отмечает, что владельцы станций не виноваты, что их обстреляли и не хотят, чтобы государство лишало их этих льгот.
"Нормативно это восстановление считается как модернизация станции. Заменяют оборудование. К примеру, фотомодулей мощностью 250-340 кВт сейчас нет и это будут другие фотомодули, другой мощности производства. Инверторы такие, которые раньше использовали при строительстве найти можно. С другой стороны, есть проблема в том, что когда получается лицензия и на генерацию электрической энергии, и на получение зеленого тарифа, то владелец солнечной электростанции представляет полный перечень с номерами регистрационных документов по таможне о том, что это оборудование было завезено на территорию Украины. И, соответственно, если есть другое оборудование, то это предприятие на сегодняшний момент может потерять "зеленый тариф", – объясняет владелец ВИЭ генерации Игнатьев.
Также он добавляет, что сейчас с коллегами пытается добиться в Правительстве создания для пострадавших от боевых действий станций отдельного алгоритма восстановления промышленных объектов, чтобы предотвратить потерю ими "зеленого" тарифа после ремонта и восстановления.
Важно добавить, что Украина создала Фонд поддержки энергетики, находящийся под наблюдением Энергетического сообщества (Энергетическое Сообщество действует как фидуциар Фонда). Международные финансовые учреждения, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), также пообещали дополнительное финансирование и уже оказывают экстренную поддержку ликвидности. Однако, по словам Игнатьева, доступа к этим средствам производители возобновляемой энергии пока не имеют.
Глава Всеукраинского агентства инвестиций и устойчивого развития (SDIA) Юлия Усенко говорит, что если не предпринять ряд важных шагов, то отрасль ВИЭ обанкротится.
"Правительство должно срочно разработать и обнародовать план действий по стабилизации отрасли ВИЭ и определить источники возврата долга перед действующими производителями зеленой генерации. Вся отрасль ждет конкретных решений”, – заявляет эксперт.
Как сохранить сектор?
Коалиция "Энергетический переход" считает, что Правительству необходимо прибегнуть к более решительным шагам. Энергетической независимости Украины будут способствовать несколько мер, которые могут быть предприняты уже в следующем году:
- Введение механизма выдачи гарантий происхождения электроэнергии. Гарантия происхождения – это электронный документ, подтверждающий, что электрическая энергия выработана частично или полностью из ВИЭ. В этом заинтересованы не только производители электроэнергии из возобновляемых источников, но и государство, ведь механизм будет стимулировать процесс декарбонизации и "зеленой" трансформации экономики Украины.
- Приведение национального законодательства Украины и регуляторной базы в энергетической сфере принципам 4-го Энергетического пакета ЕС.
- Создание и внедрение механизмов, способствующих энергетической децентрализации. Это обеспечит способность отдельных домохозяйств, организаций и общин производить энергию и управлять ею в своем хозяйстве, отношения с другими гражданами и организациями в процессе производства, распределения, хранения энергии, а также торговли ею.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, премьер-министр Украины Денис Шмигаль на ежегодной встрече Ялтинской европейской стратегии заявил, назвал "зеленую" энергетику одной из приоритетных отраслей для восстановления экономики Украины.