В ближайшее время в украинском парламенте будет рассматриваться законопроект №13174, одна из поправок к которому является попыткой обойти требование о приостановке процедуры получения заключения по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при наличии судебного разбирательства.
Об этом заявили члены общественного объединения "Код 21" на своей странице в Facebook под названием "Закарпатье экологическое".
Сомнительная поправка
Они рассказали, что речь идет о проекте Закона №13174 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав на землю владельцев объектов недвижимого имущества, разрушенных в результате боевых действий" и поправке №103 для дополнения новым пунктом 1.1 его переходных положений. Это изменение, по словам активистов, "продвигает" нардеп от запрещенной политической партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" (ОПЗЖ) Антонина Славицкая. Текст нового пункта звучит следующим образом:
"1.1. Установить, что во время действия военного положения и в течение 3 лет со дня его прекращения или отмены в Украине или в отдельной ее местности действие этого закона не распространяется на оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по строительству (в том числе реконструкции) или модернизации объектов оборонно-промышленного комплекса, критической инфраструктуры (инфраструктурных проектов), объектов энергетической промышленности и/или строительства воздушных линий электропередачи. Административные производства, которые были приостановлены в отношении таких объектов в соответствии со статьей 64 настоящего Закона, подлежат возобновлению".
Активисты говорят, что это попытка обойти статью 64 Закона Украины "Об административной процедуре", которая обеспечивает выполнение нормы Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду".
Аргументы депутата
7 июля на заседании аграрного комитета парламента Антонина Славицкая пожаловалась, что "недобросовестные активисты, там псевдоактивисты подают в суд искусственные иски, после получения постановления об открытии производства на этом основании останавливают административные производства", из-за чего "реализация важных инфраструктурных проектов затягивается более чем на год".
"При этом у нас есть еще один Закон об оценке воздействия на окружающую среду, статья 12 которого предусматривает судебный контроль за выводами оценки воздействия на окружающую среду, другой субъект, решение действий, бездействия субъекта властных полномочий в этой сфере. Таким образом, наше предложение не отменяет судебный контроль в случае наличия там каких-либо нарушений при предоставлении заключения по оценке воздействия на окружающую среду, он остается, но не на промежуточном этапе, а на конечном этапе", — заявила депутат.
Почему природоохранники против
По словам экоактивистов, народная избранница манипулирует двумя нормами двух отдельных законов – "Об административной процедуре" и "Об оценке воздействия на окружающую среду", когда в своем выступлении называет норму первого „промежуточной“ и оба закона такими, которые "дублируют" друг друга.
На вопросы присутствующих на заседании комитета нардепов к Славицкой отвечала глава партии "Слуга народа" Елена Шуляк. По ее словам, председатель экологического комитета Олег Бондаренко и Минприроды знают о "проблеме" и ищут варианты ее решения.
Она также настаивала на том, что это дублирующие нормы законов.
"Хотя на самом деле они разные по отношению к предмету обжалования. Сейчас, благодаря норме закона "Об административной процедуре", если на этапе осуществления процедуры ОВОС обжалуются неправомерно утвержденные органом местного самоуправления детальные планы или приказы Госгеокадастра, то процедура ОВОС должна останавливаться.
Это также держит в рамках сейчас "управляемое" Банковой Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, которое запросто может выдать нужный застройщику положительный вывод. Да, его потом можно обжаловать в суде согласно закону "Об оценке воздействия на окружающую среду", и судебный процесс также делает невозможными строительные работы, пока длится тяжба. Однако нереформированные суды, особенно местные, часто играют на стороне политико-строительной мафии. Или же сам отчет ОВОС на бумаге может быть действительно качественным и не иметь оснований для отказа в заключении, даже при самом опасном для природы строительстве", – говорят в ОО "Код 21".
26 членов аграрного комитета проголосовали за эту поправку, хотя замечания по ее формулировке были.
Какие риски
Активисты предупреждают, что поправка №103 несет реальную опасность застройки ветровыми электростанциями (ВЭС) как полонины Руна (Ровной), где незаконные работы по строительству фундаментов ветрогенераторов ведутся с апреля, так и других уникальных карпатских территорий.
Они напомнили, что процедура ОВОС для этого проекта в настоящее время приостановлена из-за судебного разбирательства по делу 260/5885/24 по иску МБО "Экология – Право – Человек" к Турье-Реметовскому сельскому совету об обжаловании решения сессии сельсовета, которым утверждена градостроительная документация "Детальный план территории урочища "Полонина Руна", разработанная с нарушениями, и общественные слушания по которой, а также отчет СЭО, процедурно не состоялись.
А вот после принятия законопроекта №13174 с этой поправкой процедура ОВОС по полонине Руна будет возобновлена.
"Это ожидает и другие судебные производства, которые держат на паузе процедуру ОВОС недобросовестных застройщиков. Например, такая история есть в селе Калины Дубовской громады, где люди отстаивают реку Тересву от застройки каскадом МГЭС. А в дальнейшем энергетический бизнес, который преимущественно недобросовестный, и такая же местная власть еще больше пустятся во все тяжкие в плане нарушения градостроительного и земельного законодательства", – считают члены ОО "Код 21".
Напомним, вопреки позиции Минприроды экоинспекторы Закарпатской области не увидели нарушений на полонине Руна, где ведется скандальное строительство ВЭС. В этом материале ЭкоПолитики вы также можете ознакомиться с хрониками противостояния активистов и застройщика.
Мы также следим за конфликтом вокруг строительства каскада МГЭС возле с. Калины на Закарпатье. Так, в середине мая ЭкоПолитика сообщала о том, что суд наложил арест на участки под строительство гидроэлектростанций в Калинах из-за вероятной подделки документов.