В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №6018 "Об экологическом страховании", предусматривающий создание негосударственного органа — Бюро экологического страхования.
ЭкоПолитика проанализировала документ и предлагает своим читателям ознакомиться с его основными положениями.
Авторство законопроекта принадлежит Кабинету министров Украины.
Цель: проект закона разработан во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 марта 2021 "О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в экологической сфере и первоочередных мерах по их нейтрализации", введенного в действие Указом Президента Украины от 23 марта 2021 №111/2021, с целью введения страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный государству, жизни, здоровью и имуществу физических лиц, юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
Основные положения
Проектом акта вводится обязательность страхования гражданской ответственности за вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
Предлагается создать Бюро экологического страхования как неприбыльное объединение страховщиков, содержащееся за счет средств страховщиков.
Договор страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре договоров экологического страхования в порядке, установленном Кабинетом Министров.
Страховым случаем при страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, является вступление в законную силу решения суда о возмещении такого ущерба.
Минимальный размер страховой суммы будет устанавливаться в порядке, определяемом Кабинетом Министров, и в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) центральным органом исполнительной власти в сфере экоконтроля.
Выплата страхового возмещения будет осуществляться:
- за вред, причиненный государству вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, — не позднее 30 календарных дней с даты наступления страхового случая;
- за вред, причиненный имуществу третьих лиц — не позднее 20 календарных дней с даты наступления страхового случая;
- за вред, причиненный здоровью третьих лиц — не позднее 10 календарных дней с даты наступления страхового случая;
- за вред, причиненный жизни третьих лиц —не позднее 7 календарных дней с даты наступления страхового случая.
Законопроект будет распространяться на 14 000 предприятий, относящихся к высокой степени риска. Остальные предприятия смогут заключить договоры экологического страхования добровольно.
"2020 года лишь 4% от общей суммы (2.1 млрд грн) начисленных Государственной экологической инспекцией убытков для окружающей среды было взыскано с нарушителей, остальные остались непокрытыми, то есть указанные расходы ложились на государственный бюджет и налогоплательщиков. Кроме этого, существует значительный, не выявленый государственной экологической инспекцией, экологический вред для окружающей среды, в частности нанесенный физическим и юридическим лицам, статистическая информация о которой не собирается. В то же время об общем ухудшении состояния окружающей среды (недостаточность компенсации нанесенного окружающей среде вреда) свидетельствуют доклады о состоянии окружающей среды уполномоченного по правам человека", — объясняют авторы законопроекта.
Стоит отметить, что законопроект приведет к значительной дополнительной финансовой нагрузке на субъектов хозяйствования, которые отнесены к высокой степени риска. В частности, из-за отсутствия методологии расчета страховых взносов пока даже невозможно оценить размер финансовой нагрузки.
Сами нардепы также негативно отозвались о законопроекте 6018.
"Создается новый негосударственный орган — Бюро экологического страхования, который является объединением страховщиков, который будет иметь значительные полномочия по распоряжению средствами от взносов страховщиков, но фактически не несет ответственности перед страховщиком по выплате при наступлении страхового случая. Такой подход несет значительные коррупционные и административные риски. Закон не определяет ключевых аспектов для реализации на практике "экологического страхования", а именно: отсутствует порядок и правила его проведения, форма типового договора, особые условия лицензирования обязательного страхования, размеры страховых сумм и максимальные размеры страховых тарифов или методика актуальных расчетов и тому подобное. Поскольку, №6018 содержит ряд негативных норм и несет значительные риски, мы не рекомендуем его к принятию", — заявили в МФО "Чистая энергия - здоровая окружающая среда".