В Украине хотят ввести новые правила ОВД: анализ законопроекта shutterstock

В Украине хотят ввести новые правила ОВД: анализ законопроекта

Валентина Гембарская

Новым документом, в частности, предлагается отменить требование публикации сообщения и объявления в СМИ

В Украине в начале февраля в Верховной Раде зарегистрировали правительственный законопроект №8410 "Об оценке влияния на окружающую среду", предусматривающий ряд изменений в действующую процедуру ОВД. В частности, в случае принятия законопроекта парламентом планируется сократить сроки. общественного обсуждения уведомления о планируемой деятельности с 20 до 12 рабочих дней.

ЭкоПолитика проанализировала документ и пообщалась с экспертами, чтобы оценить каких изменений ждать.

Цель: совершенствование норм действующего Закона Украины "Об оценке влияния на окружающую среду", обусловленных необходимостью внедрения принципов цифровизации разрешительной процедуры, а также с целью сокращения сроков осуществления процедуры оценки воздействия на окружающую среду и уменьшением дискреционных полномочий органа при принятии решений в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду .

"За почти 5 лет практической реализации Закона Украины "Об оценке влияния на окружающую среду" выявлен ряд норм, усовершенствование которых может упростить осуществление процедуры оценки влияния на окружающую среду для субъектов хозяйствования, являющихся заказчиками планируемой деятельности, а также для общественности в части упрощения формата предоставления замечаний и предложений во время общественных обсуждений в ходе оценки влияния на окружающую среду. Кроме того, предложенный законопроект направлен на внедрение принципов цифровизации в сфере оценки влияния на окружающую среду", — говорится в пояснительной записке.

Законопроект №8410 предусматривает следующие изменения:

  • сокращение срока общественного обсуждения уведомления о планируемой деятельности с 20 до 12 рабочих дней;
  • сообщение о планируемой деятельности и объявление о начале общественного обсуждения Отчета по оценке воздействия на окружающую среду будет заполняться в цифровом формате непосредственно в Едином реестре для оценки влияния на окружающую среду. Уполномоченный орган уже не сможет отклонять эти документы в связи с несоответствием их утвержденной форме;
  • отменяется требование публикации сообщения и объявления в СМИ. Законопроект предлагает привлечь территориальные общины, для обеспечения надлежащего информирования общественности;
  • общественность сможет зарегистрироваться на сайте Реестра для адресного информирования об обнародовании в нем информации и документации;
  • Законопроектом определяется исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче заключения по оценке воздействия на окружающую среду и сокращенная процедура осуществления оценки воздействия на окружающую среду в случае устранения недостатков, ставших причиной отказа.
  • предлагается фиксация оснований, по которым планируемая деятельность может быть признана недопустимой.

ЭкоПолитика обратилась за комментарием по поводу законопроекта к президенту Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEU, основательнице Офиса устойчивых решений Людмиле Цыганок.

Среди позитивных новаций эксперт отметила перспективные изменения относительно:

- изготовление копий отчета по оценке влияния на окружающую среду и предоставленной предприятием другой документации, необходимой для оценки влияния на окружающую среду, для их физического размещения с целью ознакомления общественности предприятием при наличии запроса общественности;

- установление окончательного срока проведения общественного обсуждения до 25 рабочих дней , как основного из принципов разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, предусмотренного Законом Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности";

- возможности предприятия подать сообщения о планируемой деятельности, подлежащей оценке воздействия на окружающую среду, непосредственно к уполномоченному центральному органу с целью получения заключения по оценке воздействия на окружающую среду.

Также Людмила отметила отрицательные стороны документа. По ее словам, эту позицию разделяет Государственная регуляторная служба.

В данном проекте не учтены замечания относительно:

- правовой определенности "несоответствие поданных документов требованиям законодательства" по раскрытию норм "законодательства" с четкой конкретизацией их содержания;

- фактического отождествления предоставления заключения по оценке влияния на окружающую среду, в которой определена недопустимость осуществления плановой деятельности, с процедурой отказа в выдаче заключения ОВД, поскольку по результатам указанных решений планируемая деятельность не реализуется.

- возможности информирования субъектов хозяйствования о наличии таких замечаний и предложений уполномоченных органов, по результатам консультаций, а также порядок их получения и учета при оценке влияния на окружающую среду относительно планируемой деятельности.

- не полностью не соответствия анализа регуляторного воздействия (АРВ) к проекту Закона требованиям Методики проведения анализа влияния регуляторного акта, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2004 № 308.

В частности, в АРВ в случае принятия закона как выгода указывается на сокращение продолжительности процедуры. В то же время не проанализированы, какие выгоды получит государство, общественность и бизнес при признании деятельности недопустимой или отказа в выдаче заключения по оценке воздействия на окружающую среду.

Расчет расходов субъектов хозяйствования, в случае принятия Закона, содержит данные о размере платы за проведение общественного обсуждения в процессе осуществления оценки влияния на окружающую среду, но не включает расходы, связанные с необходимостью повторного прохождения процедуры в результате предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду, в котором определена недопустимость осуществления плановой деятельности, или отказа в выдаче заключения по оценке воздействия на окружающую среду, в т.ч. расходы по проведению исследований, подготовки отчета и администрирования разрешительной процедуры.

В качестве примера адекватного реагирования европейского сообщества на кризисные вызовы, мы в PAUU обращаем внимание на решение Министров энергетики ЕС, принятое 19 декабря 2022 года относительно изменений в Директиву о ВИЭ (RED) в рамках плана REPowerEU, в т.ч. упрощение процедуры ОВД, по которым обязанность осуществлять оценку влияния на окружающую среду и осуществление мер по смягчению этого влияния частично возлагается на государство, а не на бизнес.

Следует отметить, что правительство уже начало процесс упрощения прохождения процедуры ОВД.

В частности, 3 марта появилась информация, что договор на проведение общественного обсуждения в процедуре ОВД можно будет заключить онлайн.

Кабинет Министров Украины внес изменения в Порядок передачи документации для предоставления заключения по оценке влияния на окружающую среду и финансированию оценки влияния на окружающую среду. Это позволит сократить продолжительность процедуры, а также упростить ее за счет диджитализации.

"Сегодняшнее решение Правительства именно об упрощении и переводе процедур в современный цивилизованный формат. Фактически мы заменяем бумажные договоры, которые нужно было пересылать по почте, на договор публичной оферты, который можно заключить онлайн. И Минприроды уже разработало соответствующий цифровой модуль на собственном вебсайте. В будущем он будет доступен также на ЭкоСистеме. Потому что наша цель — создать условия для послевоенного восстановления и развития бизнеса в соответствии с высокими европейскими экологическими стандартами", — прокомментировал министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Руслан Стрелец.

Нововведения позволят:

  • на 60 календарных дней уменьшить время прохождения процедуры;
  • производить оплату соответствующих услуг онлайн.
Министр подчеркнул, что такое решение Правительства позволяет сохранить полноту и достоверность оценки и одновременно осовременить процедуру. Ведь проведение оценки влияния на окружающую среду является международным обязательством нашей страны, выполнение которого очень важно во время евроинтеграционного процесса.
Читайте также
Активисты выступили против строительства Каховской ГЭС без проведения ОВОС
Активисты выступили против строительства Каховской ГЭС без проведения ОВОС

Также у них есть вопросы к размещению Национального военного мемориального кладбища на территории Изумрудной сети

ОВД в Украине не работает, а лесхозы тратят миллионы на ее проведение, — Гослесагентство
ОВД в Украине не работает, а лесхозы тратят миллионы на ее проведение, — Гослесагентство

С 2018 года государственные лесхозы потратили 65 миллионов гривен на проведение ОВД

В Украине в очередной раз подняли тему неэффективности процедуры ОВД: в сети разгорелась дискуссия
В Украине в очередной раз подняли тему неэффективности процедуры ОВД: в сети разгорелась дискуссия

Позиция PAEW вызвала оживленную и жесткую дискуссию в экосообществе