В Украине процедура выдачи интегрированного разрешения на выбросы будет длиться 65 дней по принципу paperless.
Получение такого разрешения предусматривает законопроект №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды" ("О промышленном загрязнении"), написал в своей колонке на Экономической правде координатор проекта GIZ "Наилучшие технологии и методы управления (НДТМ) в Украине" Андрей Гунько.
Он рассказал, что принцип paperless минимизирует контакт с чиновниками и количество бумажных документов, а также делает процедуру публичной. Выдача разрешение будет проходить на платформе "ЭкоСистема" в достаточно быстрых сроках, без учета срока предварительного рассмотрения заявления. Ведь, например, в Чехии процедура длится около 185 дней.
Отмечается, что на первом этапе процедуры оператор промышленной установки подает заявление в разрешительный орган. Заявление заполняется онлайн и унифицировано для всех предприятий. Во время заполнения оператор сможет получить консультацию разрешительного органа и устранить все несоответствия и недостатки в заявлении до начала его общественного обсуждения и рассмотрения.
Гунько объяснил, что после этого параллельно проходит процесс общественного обсуждения и консультаций с компетентными органами. Ведомства должны в течение 35 дней после начала общественного обсуждения предоставить свои выводы и предложения к условиям интегрированного разрешения.
К компетентным органам относятся ведомства, администрирующие сферы:
- управление отходами;
- водного хозяйства;
- охраны атмосферного воздуха;
- чрезвычайных ситуаций;
- энергосбережение;
- здравоохранения;
- Государственная экологическая инспекция.
Эксперт добавил, что сроки общественного обсуждения и консультаций учитывают возможность компетентных органов использовать результаты общественного обсуждения. Также разрешительный орган и оператор могут созвать ссогласовательное совещание.
Гунько подчеркнул, что такое совещание проводится в период, отведенный разрешительному органу для выдачи интегрированного разрешения. Его проведение не будет замедлять процедуру и не увеличивать ее длительность.
"Интегрированное разрешение на выбросы или решение разрешительного органа об отказе в выдаче интегрированного разрешения на выбросы сразу становятся доступными онлайн", – сказал он.
Отмечается, что в ЕС НДТМ в рамках Директивы 96/61/ЕС об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения используются с 1996 года. Это позволило обеспечить высокий уровень защиты здоровья людей и окружающей среды. С 2004 года предприятия Европы улучшили показатели энергоэффективности и снизили выбросы:
- диоксида серы – на 77%;
- оксида азота – на 49%;
- пыли – на 81%.
"Это тот эффект, которого мы хотим достичь в Украине – послевоенное восстановление промышленности и экономики без роста выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов", – подчеркнул Гунько.
Следует отметить, что, несмотря на ряд положительных аспектов, сокращение сроков процедуры не искоренит проблему коррупции, а также не уменьшит загрязнения от коммунальных предприятий, масштабы нелегальных рубок и стихийных свалок.
Напомним, парламентский Комитет по вопросам экологической политики и природопользования рекомендовал Верховной Раде принять к голосованию и в целом законопроект №6004-д“Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды” (“О промышленное загрязнение”).
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, законопроект “О промышленном загрязнении” предусматривает 12-летний период на модернизацию всех существующих промышленных установок, в том числе год на введение законопроекта в действие, 4 года – на введение норм НДТМ и 7 – на модернизацию.