Для Украины замещение природного газа отходами биомассы является самым простым и дешевым способом избавления от зависимости от российского газа, даже купленного через посредников из ЕС.
Такая зависимость является одной из самых больших угроз национальной безопасности, заявил консультант по экономике Вадим Новиков, сообщает Экономическая правда.
В 2022 году котельные и ТЭЦ, ранее перешедшие с газа на биомассу, возвращаются обратно на газ, несмотря на то, что в россии подняли на него цену почти в 10 раз.
Георгий Гелетуха, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины считает, что главная причина заключается в искусственно заниженной цене природного газа для населения и бюджетных учреждений, при которой отопление газом оказывается дешевле отопления дровами или древесными гранулами (пеллетами).
Заниженная цена газа покрывается субвенциями из государственного бюджета, делающими биоэнергетику неконкурентноспособной.
Такой тенденции также способствует:
- резкий рост цены на древесину при одновременно фиксированном тарифе на тепло;
- дефицит топливной древесины;
- неплатежи от государства за производимую электроэнергию по "зеленому тарифу".
Кроме того, для производителей энергии из биомассы существует налог на выбросы углерода, хотя при сжигании биомассы выбросы СО2 равны их поглощению в период жизни растения.
"Есть несколько причин, которые вызвали абсолютно абсурдную ситуацию, когда производители тепла из биомассы заинтересованы в возвращении к значительно более дорогому импортному газу или вообще в прекращении деятельности, чтобы не накапливать убытки", – отметил Новиков.
Ежегодно в Украине появляется не менее 8 млн тонн в нефтяном эквиваленте отходов растениеводства, в том числе соломы, стебли кукурузы и подсолнечника, которые почти не используются для топливных целей.
Этих отходов гораздо больше, чем топливной древесины и гораздо больше, чем нужно, чтобы все котельные и ТЭЦ Украины отказались от газа, а Украина прекратила бы его импорт.
Так, в 2018 году объем в млн тонн нефтяного эквивалента таких отходов составил 9,5 миллионов тонн. Однако на энергетические цели было использовано не более 0,7 млн тонн, главным образом – шелуха подсолнечника.
Новиков подчеркнул, что отходы растениеводства – не только огромный местный топливный ресурс, но и источник самой дешевой энергии. По данным Биоэнергетической ассоциации Украины, на середину лета 2021 стоимость одного гигаджоуля энергии из отходов растениеводства не превышала 80 гривен (с НДС).
Стоимость такой же единицы энергии из природного газа составляет около 370 гривен, из мазута – 300 гривен, из угля – 230 гривен, из древесины (треска) – 160 гривен.
Прямые дотации производителям энергии из отходов растениеводства
Искусственно заниженная цена природного газа делает тепловую энергию для населения и бюджетных учреждений более дешевой, то есть она выполняет роль социальной помощи, одновременно делая энергетику на биомассе убыточной или низко доходной.
Для выхода из такой ситуации необходимо обеспечивать социальную помощь не через искаженные цены, а через адресные субсидии.
Путь от источника финансирования к производителю энергии из биомассы должен быть максимально коротким.
Можно предложить, чтобы источником финансирования был импортер природного газа, а ресурс для финансовой поддержки – средства, предназначенные для импорта газа. Получать дотацию должны непосредственно изготовители энергии из биомассы.
Даже при довоенной цене на газ, энергия из отходов растениеводства была вчетверо дешевле энергии из природного газа.
Способ стимулирования
Для импорта 10 миллиардов кубометров газа в год при нынешних ценах нужно не менее $10 миллиардов. Именно из этих средств нужно платить производителям энергии из биомассы, чтобы они переводили котельные и ТЭЦ из природного газа на биотопливо. Треть этой суммы может хватить, чтобы полностью отказаться от импорта газа.
Если Украина покупает газ по $1000 за тысячу кубометров, а внутренний потребитель платит только $400, то остальные $600 нужно заплатить либо с доходов "Нафтогаза", либо из доходов госбюджета.
"Если частный предприниматель или местные власти переводят котельную с природного газа на биомассу, то государству было бы выгодно доплатить ему по $100 за каждую тонну топливной биомассы, потому что три тонны биомассы дадут столько же тепла, как и 1000 кубометров газа", - пояснил Новиков.
То есть, за три тонны биотоплива дотация составит $300, что означает экономию бюджета $300 на каждой замещенной тысяче кубов газа.
Дотация $100 за тонну делает биотопливо фактически бесплатным для владельца котельной, а в себестоимости тепла расходы на топливо составляют не менее 80%, то есть владелец котельной сможет продавать тепло по низким тарифам, установленным государством, и получать значительные доходы.
Еще большим будет эффект, если предметом дотаций будет не сожженная биомасса, а производимая тепловая энергия. Такой способ дотаций будет стимулировать закупку и установку наиболее эффективного котельного оборудования.
Инвестиционные проекты реконструкции котельных и ТЭЦ
Новиков предположил, что реконструкция котельной при бесплатном топливе окупится за один отопительный сезон, потому что инвестиции в котельной на топливной древесине к 2022 году возвращались за два отопительных сезона.
После возвращения инвестиций дотацию было бы целесообразно снизить, что даст экономию бюджета и не увеличит риски инвестора, потому что он уже успеет вернуть свои капитальные инвестиции.
В Украине сейчас примерно 20 тысяч газовых котельных и ТЭЦ, из них почти 90% — это малые котельные мощностью до 3 Гкал/час, но они вместе производят не более 15% энергии.
Более половины энергии производят очень большие котельные и ТЭЦ мощностью каждой более 100 Гкал/ч, хотя их количество не превышает 1% от общего количества.
Малые котельные расположены в основном в сельской местности или в небольших городах. Они нуждаются в незначительном объеме биотоплива (5-10 тысяч тонн в год), который можно найти у местных фермеров и частных предпринимателей.
Котельное оборудование такой мощности сможет предложить украинские производители по невысоким ценам. Его эксплуатация не требует высокой квалификации, поэтому если будет дотация на биотопливо, то этот сегмент рынка легко заполнит местный малый бизнес.
Однако котлы для сжигания древесины, которые массово производятся в Украине, не подходят для сжигания отходов растениеводства из-за щелочных металлов, вызывающих спекание золы. Однако можно купить у европейских производителей соответствующие лицензии и запустить производство на нескольких украинских заводах. Возможно, централизованное решение этой проблемы удешевит и ускорит процесс.
Что касается котельных и ТЭЦ большой мощности, то для таких проектов ни котельного оборудования, ни опыта логистики, ни знаний для проектирования, строительства и эксплуатации в Украине нет. Однако у Дании такой опыт.
Для прекращения импорта природного газа необходимо:
- Решения правительства о введении дотаций котельным и ТЭЦ, которые перейдут с природного газа на отходы растениеводства. Дотации должны выплачиваться из средств, сэкономленных за счет отказа импорта природного газа.
- Представление правительством в Верховную Раду законопроекта об отмене налога на выбросы СО2 для производителей энергии из биомассы.
- Обращение правительства Украины к правительству Дании по поводу технической помощи в разработке и внедрении проектов большой мощности на отходах растениеводства. Помощь необходима в проектировании, поставке оборудования, строительстве и эксплуатации котельных и ТЭЦ.
- Решения органов местной власти и других владельцев малых котельных о продаже или передаче в концессию котельных сельхозпроизводителям, имеющим достаточные объемы отходов растениеводства для перевода котельных с газа на биомассу.
Напомним, город Славутич, что на Киевщине, обеспечивает 40% потребностей в отоплении и горячей воде благодаря твердотопливной котельной на биомассе.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Украина может производить 1,6-1,9 млн тонн биодизеля в год, который безопаснее традиционного дизеля для экологии и может стать полноценной его альтернативой, особенно в условиях топливного кризиса.