В среду, 12 мая, Комитет по вопросам экологической политики и природопользования рассмотрит законопроект №5414 по усилению административной ответственности за нарушение законодательства в сфере государственного экологического контроля.
Документ среди прочего вводит двустороннюю ответственность – как для бизнеса, так и для контролирующих органов, сообщает пресс-служба Европейской бизнес-ассоциации.
Отмечается, что это уже третья за последние полгода законодательная инициатива, которая повышает ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Однако предыдущие два законопроекта №4459 и №5204 не содержали положения об установлении ответственности за неправомерные действия и для экоинспекторов.
Представители бизнеса уверены, что механизм привлечения инспекторов к ответственности за принятие неправомерных решений, в частности за безосновательное проведение проверок, а также в случае отмены результатов проверок в судебном порядке будет стимулировать использование аналитического подхода к работе контролирующего органа без чрезмерного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.
Также бизнес-сообщество обратило внимание на положения документа, которые, по его мнению, нужно доработать:
1. Проект закона вносит изменения в Кодекс Украины об административных нарушениях в связи с потенциальным принятием проекта закона о государственном экологическом контроле №3091. В частности, указанный законопроект сейчас только готовится к повторному первому чтению. Это может создать коллизии и пробелы в правоприменении некоторых норм в КоАП. Считаем целесообразным привязать вступление в силу законопроекта до принятия Закона о государственном экологическом контроле.
2. Установление ответственности за недопущение инспекторов к проведению проверки и/или за непредоставление информации по требованию инспектора противоречит действующему Закону о надзоре и контроле в сфере хозяйственной деятельности №877-V, который гарантирует бизнесу такое право, например, в случае нарушения контролирующих органом порядка осуществления проверки. Такая ответственность должностных лиц предприятия должна наступать только в случае, если соответствующие требования инспектора являются законными и полностью основываются на требованиях действующего законодательства.
3. Спорным кажется введение ответственности за совершение препятствий и других действий, которые могут препятствовать инспекторам, тогда как самого определения того, какие именно действия могут быть квалифицированы как препятствия, в тексте документа нет. Поэтому с целью исключения неоднозначной трактовки целесообразно привести это положение в соответствие к определению понятия "создание препятствий", которое подается Законом №877-V.
4. Предлагаемая в документе материальная ответственность за нарушение для государственных служащих и предприятий является не соразмерной и не пропорциональной. Административная ответственность должна зависеть от степени общественной опасности и характера ущерба, причиненного неправомерными действиями. В то же время при установлении ответственности для должностных лиц за безосновательное наложение штрафа должен быть учтен его размер, и, соответственно, от этого может зависеть и размер финансовой ответственности должностного лица за противоправные действия.
Отмечается, что Европейская бизнес-ассоциация концептуально поддерживает проект закона №5414, но считает его преждевременным и требующим доработки в части согласования с действующим законодательством.
Ранее ЭкоПолитика решила проанализировать законопроект №5414, автором которого является председатель экологического комитета парламента, нардеп от" Слуги народа "Олег Бондаренко.