Комитет Европейского зеленого курса UBTA считает, что законопроект № 3091 "О государственном экологическом контроле" не может быть поддержан в текущей редакции.
Об этом говорится в письме главы правления UBTA Дмитрия Лося к председателю парламентского комитета по вопросам экологической политики Олегу Бондаренко (чтобы прочитать документ, доскролльте до конца страницы).
"Текущая версия проекта Закона Украины "О государственном экологическом контроле" № 3091 не может быть поддержана. Его нормы монополизируют контрольные функции в руках одного органа власти и наделяют его слишком широкими правами на вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования. Модель правового регулирования осуществления контрольных мероприятий, предложенная в проекте, нарушает общеправовой принцип пропорциональности, направленный на обеспечение в правовом регулировании разумного баланса частных и публичных интересов, согласно которому цели ограничений прав должны быть существенными, а средства их достижения обоснованными и минимально обременительными для лиц, чьи права ограничиваются", — считают в Ассоциации.
Ниже приводятся ключевые замечания к проекту Закона №3091:
- Экологический контроль выводится из-под действия Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", который является базовым актом в этой сфере и принимался с целью создания единого согласованного правового поля, которым будет регулироваться порядок проведения мер контроля субъектов ведения хозяйства.
- Слишком широкие полномочия предложенного контрольно-регуляторного органа создают почву для большого количества необоснованных внеплановых проверок и предусматривают возможность проведения мероприятия контроля без руководителя или уполномоченного лица субъекта хозяйствования. Это, по мнению членов UBTA, создает значительное давление для предприятий.
- Допускается возможность остановки проверки на неопределенный срок по усмотрению должностного лица органа государственного экологического контроля. Сам орган экоконтроля наделяется полномочиями выносить предписание по устранению выявленных нарушений, в том числе и о полной или частичной остановке производства без решения суда.
- Отсутствует соразмерность между установленным размером штрафа за недопущение инспектора к проведению мероприятия контроля - 300 минимальных заработных плат (1,8 млн грн) с размерами других штрафов за фактически совершенные нарушения экологического законодательства — от 30 до 60 минимальных заработных плат (180 - 360 тыс. грн).
Ассоциация убеждена, что разработка и обсуждение этого проекта существенно отличается от цивилизованных процедур, которые используются в мире и установлены международным сообществом. Этот процесс происходил без учета замечаний всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса и профильных ассоциаций.
"UBTA, произнося позицию членов — представителей украинского бизнеса, считает, что без приведения этого проекта закона в соответствие с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", а также без учета высказанных замечаний, его принятие не может быть поддержано. Этот документ подлежит основательному пересмотру", — резюмировали в Ассоциации.
Полный текст письма ниже:
Как сообщала ЭкоПолитика, 13 мая в Верховной Раде зарегистрировали проекты постановлений о вынесении на голосование законопроектов №4167 "О промышленном загрязнении" и №3091 "Об экоконтроле".