Специалисты Профессиональной ассоциации экологов Украины (ПАЭУ) назвали ключевые позиции, предложенные законопроектом №5159 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о порядке осуществления стратегической экологической оценки".
Документ предлагает создание Единого реестра стратегической экологической оценки (СЭО) и его совместимость с другими информационно-коммуникационными системами, усовершенствует информирование общественности и вводит ответственность за нарушение СЭО, сообщает Офис устойчивых решений.
В материале объяснили, что Единый реестр СЭО – это единая информационно-коммуникационная система, обеспечивающая создание, пересмотр, сбор, внесение, накопление, обработку, использование, рассмотрение, хранение, защиту, учет и предоставление информации в сфере стратегической экологической оценки.
Такой реестр будет совместимым и будет иметь информационное взаимодействие в режиме реального времени с другими электронными информационными системами и сетями, составляющими информационный ресурс государства, в частности, с Единым реестром по оценке влияния на окружающую среду, градостроительным кадастром, Государственным земельным кадастром и т.д.
Авторы объяснили, что в Единый реестр СЭО вносятся:
- заявление об определении объема стратегической экологической оценки и уведомления об ее обнародовании;
- проект документа государственного планирования, отчет о стратегической экологической оценке и уведомление об обнародовании указанных документов;
- замечания и предложения общественности, справка об общественном обсуждении;
- замечания и предложения органов исполнительной власти, справка о консультациях;
- утвержденный документ государственного планирования (кроме информации, которая в соответствии с законом составляет государственную тайну или относится к информации с ограниченным доступом) и решение о его утверждении;
- информация о трансграничных консультациях (в случае их проведения);
- результаты мониторинга последствий выполнения документа государственного планирования для окружающей среды, в частности для здоровья населения, информация о не предусмотренных отчетом о СЭО негативных последствиях выполнения документа государственного планирования для окружающей среды и о мерах, принятых для их устранения;
- рекомендации о необходимости осуществления стратегической экологической оценки незначительных изменений в документ государственного планирования, относительно которого ранее осуществлялась стратегическая экологическая оценка, и решение о неосуществлении стратегической экологической оценки таких изменений.
В материале отметили, что информация, внесенная в этот реестр, публичная и открытая. Свободный доступ к ней обеспечивается через Интернет.
Авторы подчеркнули, что для информирования общественности заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения документа государственного планирования размещает на своем официальном вебсайте и вносит в Единый реестр стратегической экологической оценки утвержденный документ государственного планирования (кроме информации, которая в соответствии с законом составляет государственную тайну или принадлежит к информации с ограниченным доступом), решения об его утверждении, мероприятиях, предусмотренных для осуществления мониторинга последствий выполнения документа государственного планирования.
Они также добавили, что заказчик в рамках компетенции осуществляет мониторинг последствий выполнения документа государственного планирования для окружающей среды, в частности для здоровья населения, раз в год обнародует его результаты на своем официальном вебсайте, вносит в Единый реестр СЕО и, в случае обнаружения не предусмотренных отчетом о стратегической экологической оценке негативных последствий для окружающей среды принимает меры по их устранению.
В материале подчеркнули, что правонарушениями в сфере стратегической экологической оценки являются:
- неосуществление стратегической экологической оценки;
- нарушение процедуры СЭО;
- неучет результатов стратегической экологической оценки при утверждении документов государственного планирования.
Такие нарушения являются основанием для:
- отмены решений органов государственной власти и органов местного самоуправления об утверждении документов государственного планирования, признании документов государственного планирования недействительными;
- отказа в согласовании и утверждении проектов документов государственного планирования;
- отказа в согласовании установления и изменения целевого назначения земельных участков, как и границ населенных пунктов, осуществляемых из или с учетом соответствующих документов государственного планирования.
Как сообщала ЭкоПолитика раньше, Верховная Рада Украины 3 ноября одобрила во втором чтении правительственный законопроект №5159 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о введении ответственности за нарушение порядка осуществления стратегической экологической оценки".