ЭкоПолитика получила информацию, что украинский бизнес столкнулся с проблемами при представлении отчетов мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ). Эта система является первым шагом по созданию системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Редакция обратилась с запросом в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов и получила эксклюзивный комментарий.
Внедрение системы торговли выбросами (СТВ) в Украине является одним из международных обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, а именно имплементации положений Директивы 2003/87/ЕС.
Она призвана создать предпосылки для:
- ограничение выброса парниковых газов (ПГ);
- переговоров об особенностях двустороннего сотрудничества между Украиной и ЕС в рамках механизма углеродной корректировки импорта;
- недопущения роста средней температуры более чем на 1,5°С.
Однако полномасштабное вторжение внесло свои коррективы.
Так 28 февраля 2022 года Правительство, на время военного положения, остановило сроки предоставления части услуг и отчетов. В частности, это касается и выполнения Закона "Об основах мониторинга отчетности и верификации выбросов парниковых газов".
Так в Минприроды приостановили услуги:
- проведение регистрационного действия;
- утверждение плана мониторинга;
- утверждение плана мониторинга с изменениями;
- утверждение отчета об усовершенствовании;
- принятие отчета оператора;
- согласование решения верификатора о проведении невыездной верификации.
Работу системы МОВ возобновят в течение месяца после прекращения или отмены военного положения.
В комментарии Минприроды также отметили, что отчеты операторов, по результатам верификации признанные удовлетворительными, вместе с верификационными отчетами за весь период должны быть представлены в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения.
В настоящее время бизнес-сообщество указывает на случаи отказа в согласовании планов мониторинга выбросов парниковых газов по основаниям, по их мнению, не влияющим на фактическую точность мониторинга. Однако в Минприроды объяснили, что отказ базируется на исчерпывающем перечне обстоятельств.
Так представленные операторами документы должны удовлетворять требованиям законодательства в сфере МОВ, принятого с учетом норм законодательства ЕС. В частности, Директивы № 2003/87/ЕС, Регламента Европейской Комиссии № 601/2012 о мониторинге и отчетности по выбросам парниковых газов.
Фактическая реализация СТВ в Украине должна базироваться на верифицированных данных МОВ в течение минимум 3 лет. В противном случае будут высокие операционные риски дисфункции СТВ, то есть система не будет способствовать сокращению выбросов.
Для расчета и учета выбросов парниковых газов в 2022 году следует использовать коэффициенты выбросов ПГ, обнародованные на сайте Минприроды.
Эти коэффициенты используются для Национального отчета (кадастра) антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, подаваемого Украиной в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Они публикуются каждый год.
В комментарии отметили, что для определения расчетных коэффициентов бизнес может использовать лабораторию, не аккредитованную согласно ДСТУ ISO/IEC 17025:2019. Однако только при отсутствии отсутствия доступа к аккредитованным лабораториям, или если это приведет к необоснованным расходам и если лаборатория отвечает эквивалентным требованиям.
Также бизнес может применять более низкий уровень точности для установок категории В на один уровень, и для установок категорий А и Б – до двух уровней точности ниже минимального уровня точности 1.
При этом необходимо внести изменения в план и уведомить Минприроды о временных изменениях в применении уровня точности.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине предприятиям-загрязнителям продлили срок подачи документации мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ) сроком до трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны.