В ЕС обсуждают СТВ2: на какие слабые места и вызовы указали стейкхолдеры shutterstock

В ЕС обсуждают СТВ2: на какие слабые места и вызовы указали стейкхолдеры

Анна Великая

Новую систему торговли выбросами планируют полноценно ввести в 2027 году

Равные условия для всех государств-членов, направление доходов на декарбонизацию, исправление искажений, вызванных высокими ценами на электроэнергию по сравнению с газом, и создание четкой нормативно-правовой базы должны сопровождать введение ETS2.

О таких необходимых шагах и вызовах говорили политики, представители промышленности и групп гражданского общества на имплементационном диалоге по декарбонизации зданий и автомобильного транспорта, организованном Европейской комиссией.

Мероприятие дало возможность 20 заинтересованным сторонам – от производителей тепловых насосов и микромобилей до экспертов по реконструкции зданий, поставщиков топлива и неправительственных организаций – обменяться мнениями, определить вызовы и предложить решения для развертывания Системы торговли выбросами ЕС для зданий и автомобильного транспорта (ETS2 или СТВ2) вместе с новым Социальным климатическим фондом (SCF).

Большинство участников выразили поддержку развертыванию СТВ2 и призвали к ее своевременной имплементации без задержек или пересмотра. В частности, они подчеркнули необходимость предсказуемости и отправки мощного рыночного сигнала для декарбонизации. Также стейкхолдеры отметили важность сочетания СТВ2 с Социальным климатическим фондом для защиты уязвимых слоев населения.

Вызовы при внедрении ETS2

Несмотря на признание потенциала СТВ2, участники определили вызовы, связанные с политической волей и имплементацией, и согласились, что одной только СТВ2 будет недостаточно. Они обозначили вопросы, которые должны быть решены перед полноценным внедрением Системы торговли выбросами ЕС для зданий и автомобильного транспорта:

  1. Необходимость создания равных условий для всех государств-членов, чтобы избежать рыночных искажений.
  2. Поступления от СТВ2 стейкхолдеры предлагают направлять на помощь в декарбонизации охваченных секторов. Так, один из участников подчеркнул необходимость реинвестирования средств СТВ2 в транспортную инфраструктуру и общественную мобильность для поддержки жизнеспособного перехода как для конечных потребителей, так и для сотрудников.
  3. Должны быть приняты меры для исправления искажения, вызванного высокими ценами на электроэнергию по сравнению с газом во многих государствах-членах. Участники диалога отметили, что "сегодняшнее соотношение цен на электроэнергию и газ подрывает экономическую целесообразность технологий чистого отопления".
  4. СТВ2 должна быть дополнена пакетами вспомогательных политических мер и четкой нормативно-правовой базой.
  5. Нужно согласовать Систему торговли выбросами ЕС для зданий и автомобильного транспорта с другими политиками, такими как Директива об энергетических характеристиках зданий и Директива об энергоэффективности.
  6. Инновационный фонд должен стать ключевой возможностью для расширения масштаба внедрения чистых технологий.
  7. Заинтересованные стороны призвали к созданию предсказуемой и прозрачной системы для частных лиц, малых и средних предприятий, а также местных органов власти, особенно для SCF, чтобы обеспечить успех СТВ2 как в экономическом, так и в социальном плане.

Недавно ЭкоПолитика рассказывала, что Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) возобновляют программу "Помощь в разработке проектов" (Project Development Assistance), которая охватит новые сектора для декарбонизации: морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, а также здания. В ее рамках консультативную помощь смогут получить инициативы, которые подпадают под систему торговли выбросами ETS2.

Читайте также
Фонд декарбонизации: сколько и каких проектов профинансировали в первом полугодии этого года
Фонд декарбонизации: сколько и каких проектов профинансировали в первом полугодии этого года

Общая сумма предоставленных кредитов составляет около 275 млн грн, что и приблизительно не сопоставимо со средствами, которые выделяют на декарбонизацию своей промышленности в ЕС

Не актуально? На что тратит средства Фонд декарбонизации
Не актуально? На что тратит средства Фонд декарбонизации

Украина рискует потерять потенциальные иностранные инвестиции

Фонд декарбонизации замедлил темпы: сколько проектов уже прокредитовали в 2025 году
Фонд декарбонизации замедлил темпы: сколько проектов уже прокредитовали в 2025 году

Общая сумма предоставленных кредитов почти достигла 270 млн грн

Ferrexpo планирует вложить в декарбонизацию $3,3 млрд до 2050 года: инфографика
Ferrexpo планирует вложить в декарбонизацию $3,3 млрд до 2050 года: инфографика

Снижение на 90% углеродных выбросов будет достигнуто благодаря внедрению 5 мероприятий