В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды" shutterstock

В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"

Екатерина Белоусова

Разработчиков призвали доработать законопроект №7327 в соответствии с предложениями бизнес-сообщества

В EBA раскритиковали законопроект №7327 о государственной системе мониторинга окружающей среды за вероятное перекладывание на бизнес обязанностей по осуществлению государственного мониторинга окружающей среды.

Эксперты считают, что законопроект содержит положения, не соответствующие европейскому подходу к осуществлению государственного мониторинга окружающей среды, сообщает EBA.

8 июля парламент не поддержал документ, отправив его на доработку для первого чтения. Однако уже 28 июля экокомитет ВРУ утвердил новую редакцию, которая практически не претерпела изменений.

  • Согласно европейским директивам, вопросами обеспечения, обнародования и обновления экологической информации занимаются, в первую очередь, органы государственной власти разных уровней, физические и юридические лица, выполняющие функции государственного управления согласно действующему законодательству.

Предприятия могут быть вовлечены в сбор экологической информации, которой владеют в рамках своей деятельности и предоставлять ее в сводной форме на периодической основе или по запросу. Это могут быть данные о сбросах в водные объекты, выбросы загрязняющих веществ в воздух, образование и управление отходами и т.п.

Бизнес уже сейчас подает такую ​​информацию в разные органы в форме отчетов.

Однако законопроект №7327 обязывает все предприятия на постоянной основе осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды или ее составляющими. Впоследствии такая информация может быть определена как информационная потребность для обеспечения управления в области охраны окружающей природной среды и безвозмездно передана Минприроды.

"Информационные потребности, как трактует законопроект, – основа для формирования и функционирования государственной системы мониторинга окружающей среды и ее подсистем, а также осуществления государственной статистической деятельности. Поэтому небезосновательно возникают опасения, что на бизнес по умолчанию могут возложить функции экологического мониторинга, которые должно выполнять государство”, – говорится в материале.

  • По действующему законодательству финансирование государственной системы мониторинга окружающей среды и ее подсистем осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов.

В 2021 году Кабмин утвердил Государственную целевую экологическую программу технического переоснащения гидрометеорологической службы в размере 308,6 млн гривен из госбюджета, в рамках которой в 2022-2024 годах должны быть автоматизированы посты мониторинга состояния атмосферного воздуха. Немалую часть таких поступлений составляют налоги и платежи предприятий, то есть бизнес де-факто уже способствует осуществлению мониторинга. Также на нужды экологического мониторинга могут тратиться средства эконалога.

За 2017-2021 годы бизнес заплатил в бюджеты разных уровней 27 млрд гривен эконалогов, но современные автоматизированные системы мониторинга атмосферного воздуха за государственные средства установлены только в Киевской и Днепропетровской областях.

"Поэтому целесообразно было бы наладить финансирование государственной системы экологического мониторинга с учетом уже предусмотренных возможностей", – отметили в EBA.

  • Осуществление наблюдений за состоянием окружающей среды на постоянной основе требует больших дополнительных ресурсов и затрат.

Так, стоимость одного поста мониторинга атмосферного воздуха с автоматизированной системой сбора и передачи экологических данных начинается от 5,6 млн гривен при текущем курсе. Однако в Украине они не производятся, и их нужно импортировать, что может сделать цену еще выше.

Кроме того, наблюдение за другими компонентами окружающей среды также требует привлечения соответствующих специалистов, что может существенно повлиять на финансовое состояние предприятий. Таким образом, создается дополнительное давление на предприятия и вмешательство в их хозяйственную деятельность.

Другие несоответствия европейскому подходу к осуществлению государственного мониторинга окружающей среды:

  • Наделение Госэкоинспекции полномочиями использовать информацию системы госмониторинга окружающей среды для оперативного реагирования на угрозы или события, которые могут оказать негативное влияние на окружающую среду. Это может создавать дополнительные предпосылки для "профилактических" проверок предприятий.
  • Расширение сферы проверок Госэкоинспекции по охране и использованию недр, что фактически дублирует действующие полномочия Госгеонадр.
  • Запрет на отнесение экологической информации к конфиденциальной, противоречащей как Орхусской конвенции, так и действующему национальному законодательству, гарантирующему предприятиям право на отказ в предоставлении информации, которая может составлять коммерческую тайну или содержащую составляющую интеллектуальной собственности, и повлиять на защиту их экономических интересов.

Координаторка Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Ольга Бойко отметила, что в течение почти 6 месяцев войны, бизнес прилагает немалые усилия для поддержки экономики страны. По состоянию на начало августа предприятия больше всего профинансировали бюджет – на 444,7 млрд грн, без учета добровольной поддержки военных из ВСУ и ТРО, медицинских учреждений, внутриперемещенных лиц и т.д.

"Бизнес верит в Украину, в нашу победу и уже готовит инвестиционные проекты для послевоенного восстановления. И при этом надеется на конструктивное сотрудничество с государственными органами в части дерегуляции и объединения усилий по созданию благоприятных условий для увеличения инвестиционной привлекательности Украины как кандидата в члены ЕС. Такими условиями являются, в частности, сбалансированный подход к распределению обязательств в природоохранной сфере”, – сказала она.

В EBA призвали разработчиков доработать законопроект №7327 в соответствии с предложениями бизнес-сообщества, чтобы создать документ, который помогал бы прозрачному бизнесу продолжать работать.

Напомним, в Украине по многочисленным инициативам власти по дерегуляции ведения бизнеса в сфере защиты окружающей среды, принятых во время военного положения, фактически работают только два.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, почти половина бизнеса работает с ограничениями, вызванным российским вторжением.

Читайте также
В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда
В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда

Вероятно, Постановление в первую очередь направлено на введение нового вида внеплановых экологических проверок

Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA
Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA

Сейчас экономика ЕС сталкивается с четырьмя вызовами в контексте энергетики и декарбонизации

В EBA поблагодарили власти за принятые изменения в экологическое законодательство
В EBA поблагодарили власти за принятые изменения в экологическое законодательство

В то же время эксперты Комитета обратили внимание на ряд других вопросов, требующих доработки.

В Украине запустили первый онлайн reuse-центр
В Украине запустили первый онлайн reuse-центр

На платформе-маркетплейс Second Chance Bank уже можно размещать лоты