ЭкоПолитика продолжает цикл интервью о влиянии войны на окружающую среду Украины. Мы пообщались с заместителем председателя экологического комитета Верховной Рады Еленой Криворучкиной о том, насколько быстро власти смогли адаптироваться к новым военным реалиям, как работает Оперативный штаб по фиксации ущерба окружающей среде, помогут ли восстанавливать страну по новым экостандартам партнеры в ЕС и многое другое.
- В настоящее время Министерство защиты окружающей среды проводит ряд кадровых перестановок на всех уровнях. Как вы оцениваете новоназначенных людей?
С новыми кадрами работать министру, и я думаю, что именно после отбора новоназначенным министром кандидатов в свою команду их утвердил Кабинет министров. Оценивать указанных людей будет непрофессионально без общения с ними, без понимания, кто и за какие направления и вопросы отвечает, какие задачи, поставленные министром и Кабмином.
Именно для этого на одном из последних заседаний Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования Руслан Стрелец представил нашему Комитету всех членов своей команды с их планами, целями и четкими критериями эффективности, по которым можно будет оценить их работу.
- Многие из экосообщества жалуются на непрозрачную работу экокомитета и Министерства защиты окружающей среды в условиях войны. Что вы можете ответить на такие обвинения?
Скажу откровенно, что мне, как замглавы удивительно слышать о вроде бы непрозрачности работы экокомитета, ведь все заседания проходят в онлайн-режиме в присутствии не только народных депутатов Украины, секретариата, но и представителей общественности. Информация о проведении заседаний и перечень вопросов, которые будут на нем рассматриваться, всегда предварительно анонсируется на сайте нашего комитета.
Возможно, такое мнение сложилось с учетом закрытия доступа к отдельным ресурсам комитета или министерств или ведомств, но такие действия совершены по указанию правоохранительных органов и направлены на обеспечение безопасности информации и безопасности деятельности органов государственной власти в военное время. Но, скорее, просто есть люди, желающие делать что-то полезное, а есть те, чья "работа" сводится к публичным крикам "зрада" как по поводу, так и без. И вот первые почему-то находят возможность не только видеть работу комитета, но и доносить до нас свои идеи и предложения. Как говорится, было бы желание.
Скажу больше, на последнем заседании одним из принятых решений являлось создание Экспертного совета как совещательного органа при комитете. Большинство участников поддержало мое предложение приобщить ученых к деятельности экокомитета, ведь законотворческая деятельность неразрывно связана не только с практикой реализации, но и с наукой.
- Каковы промежуточные результаты работы координационного штаба по фиксации ущерба окружающей среде от войны?
По состоянию на сегодняшний день на базе Оперативного штаба работает Рабочая группа национальных и международных экспертов, в состав которой входят более 70 человек. Исследования и заключения экспертов, анализировавших международный опыт и практику взыскания экологического ущерба, стали основой для работы профильных ресурсных групп по наработке методик по оценке ущерба.
К работе Рабочей группы и Оперативного штаба активно приобщились лучшие ученые из институтов и научно-исследовательских национальных и иностранных учреждений (Институт морской биологии НАН Украины, Институт гидробиологии НАН Украины, Японский институт радиоэкологии, УкрНЦЭМ и другие), представители экспертной среды и общественности (Ассоциация экспертов по устойчивому развитию, Экология.Право.Человек, ПАЭУ и другие), представители государственных учреждений и организаций (Минприроды, Минреинтеграции, МИД, Специализированная экологическая прокуратура и другие органы), а также представители Программы окружающей среды ООН (UNEP).
С моей стороны будет не совсем корректно называть цифры ущерба, ведь не по всем зафиксированным случаям произведены расчеты. На это есть причины: нехватка утвержденных методик (многие из них только разрабатываются), недостаток информации и документов (например, о многих случаях, которые имели место на временно оккупированных территориях, нет информации об опасных веществах и/или их количестве по отдельным типам снарядов, что использует страна-агрессор). Всего в реестр Оперативного штаба уже внесена информация о более чем 300 случаях.
- Будет ли Украина после победы в суде добиваться взыскания с России возмещения ущерба окружающей среде? Какие механизмы для этого есть?
Как я уже говорила, на базе Оперативного штаба при Госэкоинспекции работает рабочая группа национальных и международных экспертов. Одна из подгрупп (подгруппа юристов-международников) провела анализ мирового опыта в компенсации и практике возмещения агрессором экологического ущерба. В других странах, в частности Кувейт в войне с Ираком, Коста-Рика – Никарагуа, были разные модели взыскания экологического ущерба. Это и Компенсационная комиссия ООН и Международный суд ООН.
В нашем случае, как свидетельствуют данные последнего заседания Оперативного штаба, мы вряд ли можем действовать по аналогичных процедурах. Эти выводы подтвердили и представители МИДа и Минюста, и уполномоченный представитель UNEP. Поэтому сейчас мы приобщаем собранную нами информацию и выводы к деятельности, которую осуществляет Минюст в рамках отдельно созданной Рабочей группы по защите интересов государства в международных судах.
Но пока важен тот факт, что нам нужно осуществлять фиксацию и документирование в контексте не только национального законодательства, но и международного. Каждый национальный государственный орган и учреждение "действует в пределах и способом, определенным законодательством", а это означает, что оформление мест преступления (большинство экологического ущерба квалифицируют как преступления против окружающей среды, если они не являются смежными или не имеют причинно-следственной связи с другими преступлениями) осуществляют правоохранительные органы только способом и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством Украины.
Выводы нашей подгруппы юристов-международников показали, что этого вряд ли будет достаточно для международного суда или международной комиссии, ведь по меньшей мере принципы независимости и объективности формирования доказательной базы не выдержаны (украинские органы зафиксировали ущерб, причиненный Украине, их подтвердили, установили методику расчета и сами их рассчитали).
Именно поэтому я инициировала обращение от имени народных депутатов Украины к Генеральной ассамблее ООН, к UNEP, к Европарламенту и Еврокомиссии о необходимости создания Специальной экологической мониторинговой миссии (СЕММ), или хотя бы направления представителей этих организаций для создания Национальной комиссии (миссии) как комплексного органа фиксации и документирования всех случаев экологического вреда в присутствии международных наблюдателей
- Вы курировали разработку законопроекта об экологическом страховании. Какова его судьба сегодня?
Законопроект об экологическом страховании в настоящее время внесен в перечень мер по восстановлению Украины в послевоенный период, ведь он комплексный и предусматривает не только возможность покрытия экологических рисков, но и создание централизованных гарантийных фондов, которые должны быть в Украине в случае наступления катастрофических рисков и включения в систему страхования всех участников рынка на одинаковых условиях посредством применения принципов сострахования.
Даже во время военного положения эти формы организации страховой защиты на примере работы Моторного (транспортного) страхового бюро Украины и Ядерного страхового пула подтвердили свою эффективность.
- Несмотря на войну, какие экологические инициативы сейчас проводит власть?
Война выявила много недоработок в разных сферах, не осталась в стороне и природоохранная сфера: это и отсутствующие методики оценки ущерба окружающей среде, и устаревшие принципы контроля и мониторинга состояния окружающей среды, и принципы и полномочия государственных органов.
Именно поэтому я предоставила предложения к рабочей группе "Экологическая безопасность", которая работает в составе Национального совета по восстановлению Украины, именно с учетом необходимости приведения действующего законодательства в соответствие с международными и европейскими принципами, через соглашение с Евросоюзом я инициировала создание Экспертного совета при Комитете ВРУ по вопросам экологической политики и природопользования.
Если же говорить не только о нормативно-правовой базе, а стратегически, то основные экологические инициативы таковы:
- создание программы обновления Украины на базе "зеленых принципов";
- деятельность надзорных и контрольных органов должна осуществляться автоматизированно и дистанционно без вмешательства непосредственно в работу субъектов хозяйствования, не нарушающих законодательство;
- установление четких и прозрачных правил лицензирования и осуществления разрешительных процедур;
- акцент не на количественные, а на качественные показатели и критерии, учитывая долгосрочную эффективность: то есть вместо увеличения территорий под свалки нам нужно строить мусороперерабатывающие заводы, вместо дополнительного выделения территорий под хвостохранилища нам нужно обеспечить возможности вторичного использования шлаков и шламов, вместо выделения государством средств из бюджета для ликвидации экологических катастроф мы должны иметь достаточные гарантийные фонды, накопленные страховыми компаниями благодаря работе экологического страхования.
Одним из подтверждений правильности нашего курса есть тот факт, что отдельными нашими наработками уже интересуются страны ЕС. Наш опыт изучают как уникальный.
- Когда правительство готовило план послевоенного восстановления Украины с трех этапов, приобщили ли к нему членов экокомитета?
Национальный совет по восстановлению Украины предусматривал привлечение многих представителей законодательной и исполнительной власти, представителей экспертной среды и общественности. Насколько я знаю, мои коллеги из экологического комитета также входят в состав группы "Экологическая безопасность", действующей в рамках деятельности Национального совета по восстановлению Украины.
- Реально ли сегодня восстановление Украины с учетом новых экологических стандартов для жилых зданий, предприятий и т.д.?
Фактически сегодня у нас нет другого пути, кроме победа и восстановления. А восстановление мы будем осуществлять обязательно с помощью наших европейских и международных партнеров, ведь компенсации от агрессора – это даже не 1-2 года. Судебные решения по предварительным вооруженным конфликтам выносились спустя 8 и более лет после их завершения. Поэтому в вопросе восстановления нам нужно ориентироваться на принципы и методы восстановления, которые будут предлагаться нашими партнерами.
И там точно не будет ни асбестосодержащих веществ (наши рабочие подгруппы как раз изучают эти вопросы), ни принципов нулевой толерантности к окружающей среде, и многое другое, от чего мы страдали раньше. Ошибок прошлого мы повторять не будем! Это точно будет "зеленое строительство", "зеленая энергетика", энергоэффективность, вторичная переработка и "зеленая экономика".
- Есть ли перспективы привлечения европейских партнеров к "зеленому" восстановлению Украины? Какие наработки в этом отношении проводит экологический комитет?
Есть не просто перспективы, есть полная поддержка и понимание. К тому же как в реализации краткосрочных проектов (по принципу "надо на вчера", например, Япония Украине обеспечила фактическое восстановление мониторинговой радиационной системы в Чернобыле после варварского ее разграбления рашистами), так и по принципу долгосрочных масштабных проектов. В рамках встреч Национального совета по восстановление Украины со многими иностранными партнерами обсуждается вопрос капитального строительства и реконструкции крупных инфраструктурных проектов. Сегодня есть уже конкретные договоренности и получены определенные гарантии со стороны наших европейских стран-партнеров. Подобные договоренности есть на разных уровнях — на уровне народных депутатов, но это не единичные случаи, эта помощь носит системный характер.
Сегодня первоочередной задачей экокомитета является адаптация законодательства и имплементация в национальное законодательство всех "зеленых" принципов: вторичная переработка, без асбестовых рисков, "зеленое" управление отходами, экомодернизация. Именно такой комплексный синергетический подход (ученые/эксперты – практики – парламентарии – исполнительная власть) нам обеспечит то, в чем сегодня уже нуждается Украина, а послевоенная Украина без этого просто не может существовать.
- Осуществляется ли приближение украинского законодательства к европейскому в части "зеленой" политики?
На мой взгляд, экокомитет сегодня эффективно работает во всех сферах природоохранной деятельности именно в приближении национального законодательства к требованиям ЕС и международным принципам.
В частности, это законодательство об управлении отходами, о национальном реестре выбросов, автоматизация разрешительных процедур, присоединение к Конвенции о трансграничном влиянии промышленных аварий и ряд других законодательных инициатив. Часть из них были обязательными условиями для дальнейшего вступления Украины в ЕС, часть имплементировали в наше законодательство просто как успешный опыт западных стран. Но мы все понимаем, что нам придется пройти еще долгий путь, чтобы можно было говорить, что украинское законодательство полностью соответствует лучшим европейским практикам. Мы готовы к этому!