Украинские экспортеры в ЕС будут платить более €1 миллиарда углеродного налога shutterstock

Украинские экспортеры в ЕС будут платить более €1 миллиарда углеродного налога

Елена Яценьо

В результате украинская продукция может потерять свою конкурентоспособность на рынке ЕС

Украинские производители, экспортирующие свою продукцию в страны Европейского Союза, должны будут платить более €1 миллиарда ежегодно в рамках обновленного проекта СВАМ (Механизма углеродной корректировки импорта).

К такому выводу в своих подсчетах пришли эксперты Европейской бизнес-ассоциации (EBA).

Напомним, что в мае Комитет по окружающей среде, здравоохранению и безопасности пищевых продуктов в ЕС (ENVI) финализировал свое видение дизайна СВАМ, поэтому уже менее чем через неделю, 6 июня, документ будет вынесен на голосование Европейского парламента.

Обновленный проект СВАМ предусматривает более жесткие требования по сравнению с версией, которую обнародовала Еврокомиссия в июле прошлого года. В частности, кроме ранее предлагаемых цемента, удобрений, железа, стали, алюминия и электроэнергии, СВАМ будет распространяться также на водород, полимеры и органические химические вещества, импортируемые в страны ЕС, а со временем будут покрывать все отрасли, подпадающие под европейскую схему торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS).

Вместе с прямыми выбросами СО2 налогообложению будут подлежать косвенные выбросы СО2, в том числе от использования электроэнергии в процессе производства.

Переходный период СВАМ, в течение которого производители не будут иметь финансовых обязательств, продлится два года вместо трех, и уже с 1 января 2025 года механизм заработает полностью.

Кроме того, средства, полученные от продажи сертификатов СВАМ, пойдут в бюджет ЕС, но ЕС должен предоставить финансовую помощь для декарбонизации наименее развитым странам, к которым в соответствии с классификацией ООН относятся бедные страны Азии и Африки; Украина в последние не входит.

Для подсчета эксперты EBA учли последние цены за тонну выбросов СО2, то есть €84, а также объемы импорта украинской продукции странами ЕС. С учетом этих факторов нагрузка на украинских производителей будет составлять более €1 млрд ежегодно, считают в ассоциации. Например, экспортеры цементной продукции будут дополнительно платить ориентировочно €3,2 млн, удобрений – €74,2 млн, органической химической продукции – €17,7 млн, полимерной продукции – €162,5 млн, металлургии – €961,3 млн ежегодно.

"Пока ЕС, Великобритания, Канада и США отменяют пошлины на украинскую продукцию, украинские производители могут столкнуться с новым нетарифным барьером в виде СВАМ, отчет по которому начнется уже с 2023 года. Однако в результате начатой ​​в конце февраля Россией военной агрессии было приостановлено ​внедрение системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов как первого шага к созданию рынка торговли парниковыми квотами в Украине. Следовательно, украинские предприятия не смогут верифицировать свои выбросы СО2 и подать соответствующие СВАМ-декларации", — отметила координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес-ассоциации Ольга Бойко.

По словам эксперта, если ничего не изменится, это приведет к применению к Украине усредненного показателя углеродоемкости продукции, подпадающей под регулирование СВАМ.

"Как следствие, украинская продукция потеряет свою конкурентоспособность на рынке ЕС, доля которого в 2021 году достигла 40% всего экспорта. Это настоящий форс-мажор, который должен быть принят во внимание европейской стороной и отражен в виде отсрочки применения СВАМ ко всем секторам украинского экспорта", — подчеркнула Бойко.

Отмечается, что EBA уже в течение двух лет системно обращается с официальными письмами к представителям власти со своими предложениями по СВАМ и необходимости привлечь бизнес к работе уже существующей рабочей группы при Офисе вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции или же создать новую, например, при Минэкономики.

В ассоциации выразили надежду, что голос бизнеса будет услышан и курс на либерализацию торговли между Украиной и ЕС продолжат.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что Комитет по вопросам защиты окружающей среды в Европейском парламенте проголосовал за Механизм пограничного углеродного регулирования (CBAM) и реформу Системы торговли выбросами (ETS), которые являются инструментами для достижения ЕС климатических целей в рамках пакета Fit for 55.

Добавим, что Европейская ассоциация стали Eurofer раскритиковала намерение Европарламента изменить систему торговли выбросами.

Читайте также
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру

CBAM заставит импортеров платить за каждую тонну выбросов углерода, связанных с производством импортируемой продукции

Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко
Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко

Из-за CBAM украинский экспорт ежегодно будет терять около €1,5 миллиарда

СТВ может уменьшить конкурентоспособность украинской продукции, – Семкив
СТВ может уменьшить конкурентоспособность украинской продукции, – Семкив

С 2026 года свои аналоги CBAM внедрят США, Великобритания и страны Латинской Америки

CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов
CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов

Конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы