СМИ разоблачили 9 схем заработка на растущих свалках shutterstock

СМИ разоблачили 9 схем заработка на растущих свалках

Екатерина Белоусова

Цепочка из нескольких исполнителей увеличивает тариф на вывоз бытовых отходов на 20-30%

В Украине из-за длительного отсутствия экономических стимулов и прогрессивного законодательства растет количество нелегальных свалок, а теневой бизнес зарабатывает на захоронении отходов благодаря 9 схемам.

По словам экспертов, владельцам полигонов выгодно брать деньги за захоронение и не перерабатывать отходы, ведь это создает возможность зарабатывать на мусоре, сообщает NV.

Отмечается, что около 7% территории страны занимают свалки. Украина имеет 5,7 тысяч легальных свалок и полигонов общей площадью почти 8 тысяч гектаров из которых:

  • 162 – уже перегружены;
  • 693 – не отвечают нормам экологической безопасности;
  • из 2197 мусорных свалок, нуждающихся в рекультивации, фактически рекультивированы только 258.

Кроме того, по оценкам экоактивистов, существует 33-35 тысяч нелегальных свалок, количество которых ежегодно растет.

"Каждый год в Украине выбрасывают 10-11 млн тонн мусора. Из них перерабатывается 3-6%, сжигается 1-2%. Другое вывозят на полигоны", – сказал экспредседатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики Константин Яловой.

По словам специалистов, которые знакомы с рынком вывоза и захоронения мусора, существуют схемы, позволяющие генерировать средства, не поддающиеся официальному учету. Большинство из схем возможны благодаря тому, что этот сегмент контролируется органами местного самоуправления.

Примеры коррупционных схем:

  • на свалках живут и работают неофициальные сортировщики (как правило, люди из уязвимых категорий), отбирающие сырье для вторичной переработки, которое затем продают "смотрящие" по свалке;
  • при проведении тендеров на закупку оборудования, контейнеров завышают цены, поскольку большинство предприятий-участников рынка имеют коммунальную или государственную собственность;
  • при проведении конкурсов на вывоз муниципальных отходов предлагаются взятки местным властям или происходит смена руководства коммунальных предприятий на людей, приближенных к местным чиновникам;
  • получение оплаты от органов местного самоуправления (ОМС) за перевозку и складирование отходов на свалках, но при этом мусор выбрасывают в лесополосах. Разница делится между всеми участниками процесса;
  • взятки за отсутствие проверок закрытых территорий, на которых скапливается мусор, или полигонов, которые по документам уже заполнены, однако продолжают принимать мусор;
  • ОМС самостоятельно определяет условия определения исполнителя услуг, который может нанять соисполнителя. Обжаловать эти условия и сам выбор нереально;
  • тариф на услугу управления отходами определяет исполнитель услуг, а утверждает ОМС, то есть исполнитель должен договариваться с ОМС относительно тарифа. Яркий пример произошел в Сумах – мэр Александр Лысенко и начальник департамента ЖКУ требовали от исполнителя взятку, чтобы утвердить экономически обоснованный тариф на услугу;
  • плата за услугу по вывозу отходов включает в себя отдельную плату за абонентское обслуживание. Тариф за эту услугу колеблется в разных громадах от 1,5 до 5,5 грн на абонента в месяц. Некоторые исполнители пользуются услугой сторонних компаний. Привлечение цепочки из нескольких исполнителей позволяет увеличить тариф на вывоз бытовых отходов на 20-30% за счет прибыли субподрядчика;
  • устаревшая форма измерения (кубические метры) дает много возможностей манипулировать с объемом и зарабатывать на этом деньги. К примеру, сбор отходов происходит в кубометрах, а захоронение в тоннах. В разных громадах, можно увидеть разное соотношение между тонной и куб. м. К тому же учет непубличен и невозможно оценить реальность услуг.

В материале подчеркнули, что в июле 2023 года вступил в силу Закон №2320-IX "Об управлении отходами". В частности, документ регламентирует понятие сырья, которое можно извлекать из отходов. Это должно сделать переработку инвестиционно привлекательной. Однако этот закон рамочный и требует ряда дополнительных актов, в частности закона "Об упаковке и отходах упаковки", который должен ввести расширенную ответственность производителей.

Отмечается, что для реальных изменений в секторе требуются значительные инвестиции и пересмотр тарифов для населения.

Напомним, в Украине начали обсуждение изменений в Налоговый кодекс, чтобы распространить эконалог на захоронение и размещение отходов. Это должно стимулировать уменьшение прямого захоронения и поощрять увеличение объемов сортировки и рециклинга.

Ранее ЭкоПолитика анализировала, что в области управления отходами изменилось со вступлением в силу Закона №2320-IX "Об управлении отходами" и сможет ли Украина преодолеть мусорное нашествие.

Читайте также
В Житомире коммунальщики вызвали загрязнение вод и земель стоками из свалки
В Житомире коммунальщики вызвали загрязнение вод и земель стоками из свалки

Содержание аммония в почве превысило норму в 11 раз, а БСК5 в воде – в 16 раз

В Черкассах ситуация с мусором близка к критической – городской совет
В Черкассах ситуация с мусором близка к критической – городской совет

Для решения проблемы нужно построить мусороперерабатывающий или мусоросжигательный завод

На Киевщине проверили непригодную свалку, куда годами выбрасывали мусор
На Киевщине проверили непригодную свалку, куда годами выбрасывали мусор

Это несет угрозу окружающей среде и здоровью жителей громады

На Львовщине в курортном селе отсрочили рекультивацию экоопасной свалки
На Львовщине в курортном селе отсрочили рекультивацию экоопасной свалки

Риск загрязнения окрестных территорий от свалки существует уже 50 лет