Чешская экологическая инспекция (ЧЭИ) обладает широкими полномочиями, что делает ее деятельность эффективной и сбалансирует интересы общественности и бизнеса. Основной задачей ведомства является предотвращение экологического вреда.
Об опыте Чехии рассказали активисты общественной организации "Экология-Право-Человек" после подробного ознакомления с работой ведомства.
Активисты рассказали, что ЧЭИ была основана в 1991 году и имеет 13 офисов. Ведомство осуществляет контроль за соблюдением экологического законодательства и обязательных решений. Центральный офис охватывает следующие направления:
- защита атмосферного воздуха;
- управление отходами;
- защита воды;
- защита природы;
- управление лесными ресурсами;
- интегрированное окружающее разрешение и его соблюдение;
- ГМО;
- CITES;
- химическая безопасность.
Отмечается, что экоинспекторы имеют образование в сфере естественных наук, техническую, сельскохозяйственную или лесную специализацию. Работники отдела интегрированного разрешения проходят дополнительный экзамен, который сдают в Министерстве защиты окружающей среды. Каждый год каждый работник проводит более 80-90 проверок.
Авторы рассказали, что ЧЭИ контролирует соблюдение экозаконодательства благодаря:
- инспекционным проверкам;
- разработке мер по устранению выявленных недостатков;
- наложению административно-хозяйственных санкций
Отмечается, что деятельность ведомства охватывает:
- контроль за торговлей и обращением с видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и продуктами из них;
- конфискацию незаконно приобретенных видов и предметов;
- контроль за опасными химическими веществами и смесями;
- контроль безопасности продукции;
- ограничение или прекращение деятельности, если она представляет значительную угрозу окружающей среде;
- аналитику по решению исторических экологических нагрузок хозяйственной деятельности на природу;
- участие в ликвидации последствий аварий;
- предоставление информации по запросам;
- информирование общественности, медиа и органов государственного управления об экологических данных;
- подготовку позиционных документов (заявлений) другим государственным органам управления;
- сотрудничество с инспекционными органами стран ЕС и сетью инспекционных органов ЕС (IMPEL)
"Чешская экоинспекция является достаточно открытым государственным органом, который тесно сотрудничает с широкой общественностью, бизнесом, коллегами из стран ЕС", - подчеркнули авторы.
Они добавили, что ежегодно инспекция проводит около 700 плановых проверок владельцев интегрированного разрешения. Также проводятся и неплановые проверки по сообщениям, в том числе анонимным, обычных граждан или НПО. Число таких проверок достигает 3000 в год. Кроме того, проверки проводятся как в рабочие, так и выходные дни.
В материале объяснили, что плановые проверки проводятся раз в 1, 2, 3 года в зависимости от класса опасности предприятия. В ходе проверки проводится оценка соблюдения требований интегрированного разрешения. А внеплановые проверки проводятся из обращений общественности или юридических лиц, или при аварийных ситуациях. Они обязательно проводятся с выездом на место без уведомления предприятия, а также других органов. За недопуск экоинспекторов на предприятия предусмотрены жесткие санкции.
Отмечается, что если в предварительной проверке были выявлены серьезные нарушения, например, условий интегрированного разрешения окружающей среды, то инспекторы снова приходят через 6 месяцев проверить, улучшилась ли ситуация и выполнены ли замечания, указанные в протоколе и отчете предварительной проверки.
Активисты подчеркнули, что экоинспекторы могут проверять физических и юридических лиц, а также органы местного самоуправления. Кроме того, общественность может получить полный отчет по проверке.
В материале рассказали, что в случае нарушения интегрированного разрешения в сфере окружающей среды налагается штраф, определяются меры по восстановлению окружающей среды, а руководитель инспекции может сформировать письмо-предупреждение. В случае серьезного нарушения могут налагаться ограничения на определенные операции или остановка части или всего предприятия, которое случается очень редко. Штрафные санкции колеблются от 4 150–8 300 до 200 000–500 000 евро. Также может начисляться компенсация за экологический ущерб. Однако если субъект проверки не согласен с решением ЧЭИ, он может его обжаловать.
Отмечается, что в 2021 году ЧЭИ:
- провела 11231 плановых и внеплановых проверок;
- наложила 1 673 штрафа на общую сумму 2 859 102.1 евро;
- наложила 55 прекращений или ограничений деятельности;
- вынесла требования на проведение 88 мероприятий по исправлению ситуации;
- подготовила 742 вывода из ОВД (Закон № 100/2001 Сб.)
"Надеемся, что реформа государственного экологического контроля в Украине будет не менее амбициозной, чем в свое время реформа экологического контроля в Чехии, и мы с вами увидим новую проевропейскую систему государственного экологического контроля, направленного на предотвращение нарушения природоохранного законодательства и нанесения вреда окружающей среде", - подчеркнули активисты.
Как сообщала ЭкоПолитика раньше, в Украине реформа системы государственного экологического контроля, которая была начата в 2017 году, до сих пор остается не завершенной.