UBTA призвала парламент проголосовать за проект по промвыбросам с поправками бизнеса

UBTA призвала парламент проголосовать за проект по промвыбросам с поправками бизнеса shutterstock
Елена Яценьо

Другие два альтернативных проекта содержат нормы, которые могут привести к многочисленным коррупционных злоупотреблениям и давлению на предприятия

Законопроект № 6004-1 учитывает замечания представителей бизнеса и международных экспертов и может быть принят Радой с условием дальнейшей доработки.

Об этом со ссылкой на открытое письмо Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) к голове экологического комитета ВР Олегу Бондаренко сообщила РБК-Украина.

При этом из трех альтернативных проектов по промышленным выбросам, зарегистрированным в Верховной Раде, два (№ 6004 и № 6004-2) содержат нормы, которые могут привести к многочисленным коррупционных злоупотреблениям и давлению на предприятия.

Авторы письма напомнили: после того как Верховная Рада отклонила законопроект №4167 "О промышленном загрязнении", депутаты подали три альтернативных редакции: проект "Об интегрированном предотвращении и контроле загрязнения" промышленной деятельности" №6004-1, и проект "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную жизнь и здоровье окружающей среды" №6004-2.

"Мы провели анализ всех трех проектов и констатируем: все три проекта нуждаются в технико-юридической доработке, поскольку содержат ряд замечаний общеправового характера. В частности - неоднозначность трактовки основополагающих терминов, отсутствие четкого предмета правового регулирования и определения понятия ряда технических терминов, а также несогласованность с базовыми нормативными актами в экологической сфере", — подчеркнули представители UBTA.

В частности, экспертный анализ показал: проекты №6004 и №6004-2 предоставляют органам исполнительной власти исключительные права на участие в процессе выдачи интегрированного разрешения. Однако сосредоточение властных полномочий в одном органе способствует возможным коррупционным проявлениям, поэтому уместно распределить эти полномочия между двумя государственными структурами, как это предлагается в проекте №6004-1. К тому же вопросы, которые будут иметь значительное влияние на экономику государства и функционирование предприятий и бизнеса, целесообразно определять именно на уровне Кабинета министров, как это предполагает проект.

"Также законопроект №6004-1 в качестве неотъемлемой части оценки отступления определяет план модернизации установки для достижения нормативов, определенных в выводах НДТМ. Таким образом, позиция проекта направлена ​​на защиту предприятий от значительной финансовой нагрузки из-за необходимости модернизироваться в сжатые сроки", — объясняют авторы письма.

Эксперты подчеркивают: проекты №6004 и №6004-2 определяет, что срок предоставления отступления не может превышать 7 лет и не подлежит продлению, в то время как альтернативный №6004-1 дает возможность 7-летнего отступления, если требуется модернизация производства, а если же нужно изменить технологию — предполагается отступление в 15 лет, которые более приемлемы для украинских предприятий.

"Проекты №№6004 и 6004-2 содержат нормы типа "не вызывать загрязнения, в результате будут нарушаться экологические, санитарные и гигиенические нормативы". Такие нормы являются оценочными и общими, что создает основу для возможных злоупотреблений и давления на предприятия. Проект №6004-1, в свою очередь, не содержит таких требований — вместо этого он обязывает операторов "предупреждать загрязнение" и "принимать меры по предотвращению аварий", — подчеркивают авторы письма.

Также проект №6004 не содержит четкого перечня документов, которые должны быть в реестре интегрированных разрешений, что также создает основания для злоупотреблений. Кроме того, проекты №№6004 и 6004-2 содержат норму, согласно которой интегрированное разрешение может в судебном порядке обжаловать "любое физическое и юридическое лицо", даже то, права которого не были никоим образом нарушены. Это противоречит основам судебной защиты - предусматривающей, что правосудие осуществляется для защиты нарушенных прав и свобод.

"Проект №6004-1 также предлагает продолжить действие текущих технологических нормативов допустимых выбросов, утвержденных до вступления закона в силу, до дня введения в действие выводов НДТМ. Кроме того, он предусматривает установление на национальном уровне Переходного плана сокращения отдельных видов выбросов. Такое предложение будет способствовать постепенному внедрению новых технологий и позволит предприятиям уменьшить финансовую нагрузку в случае модернизации, без разрушительного влияния на экономику государства", — отметили в UBTA.

Поэтому авторы письма, приветствовав намерения властей реформировать законодательство по промышленному загрязнению, призвали взять за основу законопроект №6004-1 - как учитывающий большинство замечаний и предложений от бизнеса.

Как писала ЭкоПолитика накануне, Европейская бизнес-ассоциация (EBA) призвала парламент не заниматься саботажем реформ в сфере промышленного загрязнения и государственного экологического контроля.

Читайте также
В Украине представили проект основного документа по охране биоразнообразия
В Украине представили проект основного документа по охране биоразнообразия

Документ содержит 23 стратегические задачи по сохранению и восстановлению природы, в которых учтен украинский контекст

ЕС смягчает экологическое законодательство, чтобы угодить бизнесу. Экологи протестуют
ЕС смягчает экологическое законодательство, чтобы угодить бизнесу. Экологи протестуют

Экологическое сообщество расценивает действия властей как отказ от прогресса и угрозу для окружающей среды

План на 2026 год, гражданская защита, опасные грузы – итоги работы экокомитета
План на 2026 год, гражданская защита, опасные грузы – итоги работы экокомитета

Проект закона о прохождении службы гражданской защиты рекомендован Верховной Раде к принятию за основу

Экокомитет Верховной Рады на заседании 3 декабря рассмотрит четыре законопроекта
Экокомитет Верховной Рады на заседании 3 декабря рассмотрит четыре законопроекта

Ключевые проекты касаются безопасности: гражданской защиты, перевозки опасных грузов, железнодорожных перевозок