В декарбонизации промышленности ЕС могут помочь большие тепловые насосы Shutterstock

В декарбонизации промышленности ЕС могут помочь большие тепловые насосы

Елизавета Волкотруб

Сфера производства тепловых насосов активно развивается на заводах по всей Европе из-за необходимости декарбонизации промышленности.

В Европе в последние годы происходит усиленная декарбонизация индустрии. Ранее многие усилия были направлены на использование водорода в производстве. Теперь большие тепловые насосы возглавили список инициатив, направленных на снижение выбросов от отопления.

Об этом говорится в аналитическом материале Euractiv.

По принципу работы они похожи на обычные тепловые насосы для домов или квартир, использующих электроэнергию для усиления тепла окружающей среды из воздуха, грунта или воды. Но в отличие от бытовых моделей, промышленные насосы в сотни раз мощнее, стоят миллионы евро и могут производить тепло с температурой до 200 °C – при использовании соответствующего источника тепла.

Промышленный сектор является одним из самых больших потребителей энергии. Значительная часть этого спроса приходится на температуры ниже 200°C и обычно используется в производстве пара для химической промышленности или процесса сушки бумаги.

Итальянский поставщик Turboden установил тепловой насос мощностью 12 МВт для производителя целлюлозы и бумаги в Финляндии. Задача этого насоса – повышение температуры выбросов с завода со 100°C до 170°C.

В Брюсселе сосредотачивались на декарбонизации промышленности посредством использования водорода. Эта технология гораздо лучше подходит для получения высоких температур, необходимых для обеспечения 63% промышленного теплоснабжения.

К сожалению, промышленные и бытовые тепловые насосы не получили такого же внимания. Европейская комиссия в декабре прошлого года отложила предложения по ускорению использования тепловых насосов.

"Большим тепловым насосам все еще тяжело с экономической точки зрения", – заявил глава исследовательского центра чистой энергии Regulatory Assistance Project (RAP) в Европе Ян Розенов.

Он объяснил их неуспеваемость двумя факторами: "Низкие цены на газ и высокие капитальные издержки".

Хотя большие тепловые насосы могут быть дешевле в эксплуатации, чем генерация тепла из ископаемого топлива. Но начальные инвестиционные расходы, как правило, выше.

По словам Паоло Бертуцци, помимо промышленных процессов, интерес к декарбонизированному теплу стимулируют еще два ключевых сектора:

  • Централизованное отопление жилых районов. Компания MAN строит масштабный проект мощностью 50 МВт, обеспечивающий отоплением 25 000 домов в датском городе Эсбьерге. Проект будет использовать морскую воду в качестве местного источника тепла, повышая температуру перед подачей горячей воды в дома.
  • Улавливание углерода, для которого требуется экологичное тепло. Проекты по захвату углерода еще не реализованы масштабно, но в конце концов тепловые насосы будут производить пар, необходимый для активации критически важных химикатов.

"Я не знаю, станет ли 2024 год годом запуска рынка больших тепловых насосов, но тендеры уже точно есть. Сейчас основными клиентами являются коммунальные службы, которые могут тратить средства из европейского фонда восстановления", – говорит Бертуцци.

То, что когда-то было нишевым интересом, становится массовым бизнесом. Несмотря на существующие препятствия, будущее больших тепловых насосов выглядит перспективным.

Как ранее писала Экополитика, Еврокомиссия одобрила государственную помощь на €6,9 миллиарда для 33 проектов водородной инфраструктуры Hy2Infra в семи странах блока, ставшего третьим важным проектом общего европейского интереса (IPCEI).

Читайте также
ФРУ обратилась к правительству с рекомендациями по урегулированию вопросов СВАМ
ФРУ обратилась к правительству с рекомендациями по урегулированию вопросов СВАМ

Более 2,7 тыс. украинских компаний подпадают под действие СВАМ при экспорте продукции

В Германии разрешили продажу биологического заменителя дизеля на заправках
В Германии разрешили продажу биологического заменителя дизеля на заправках

HVO100 позволит сократить парниковые выбросы на 90% по сравнению с традиционным дизельным топливом

Apple планирует стать углеродно-нейтральной компанией к 2030 году
Apple планирует стать углеродно-нейтральной компанией к 2030 году

Apple планирует работать с чистой энергией и использовать переработанные материалы для производства

В Германии могут ввести общенациональный запрет на вождение в выходные
В Германии могут ввести общенациональный запрет на вождение в выходные

Запрет на вождение в выходные может стать необходимым согласно действующему климатическому законодательству