В последние годы на фоне трендов на жизнь в стиле эко буйно процветает такое явление, как гринвошинг — введение в заблуждение покупателей относительно экологических преимуществ товаров или услуг.
Учитывая это, активисты и участники всеукраинской общественной организации "Живая планета" перечислили ТОП-5 грехов гринвошинга. Информацию в виде брошюр они опубликовали на странице ВОО в Facebook.
1. Грех небольшого вранья.
Информация приводится в виде декларации с фразами "продукция соответствует международному сертификату системы качества..." или "качество подтверждено международным сертификатом качества...". Но система управления качеством согласно ISO 9001 не имеет прямого отношения к качеству продукта и его составляющих.
2. Грех необоснованных утверждений.
Любимое утверждение производителей, что продукт "эко", обязательно должно быть проверено независимым органом сертификации на соответствие стандартам, которые устанавливают требования к экологической продукции. При необходимости производитель должен быть готов по просьбе любой заинтересованной стороны предоставить необходимую документацию для доказательства того или иного утверждения.
3. Грех бесполезности.
Речь идет о пустых словах. Например, на упаковках многих аэрозолей до сих пор есть надписи "не содержит фреон" (CFC-free), хотя использование фреона в такой продукции было запрещено еще в 1978 году. Производители дают "правильные" оценки воздействия на окружающую среду, которые не являются актуальными.
4. Грех неясности.
Утверждение "100% натуральный продукт" может запутать, поскольку некоторые вещества натурального происхождения, например мышьяк, могут быть вредными для здоровья человека.
5. Грех скрытой замены одного показателя за счет другого.
Этикетки продуктов могут содержать утверждение "Без..." (например, "Без ГМО"). Покупатели ошибочно могут считать, что это единственный признак, который необходимо принимать во внимание для товара определенной категории, хотя продукт может содержать компоненты, которые вредят здоровью, например опасные пищевые добавки.
Ранее ЭкоПолитика рассказывала, как отличить настоящую экологическую продукцию и не попасться на гринвошинг.
Напомним, что около 40% производителей обманывают потребителей, рекламируя свой товар и позиционируя его как экологический, но на самом деле он таковым не является.