Тарас Качка о Green Deal, CBAM и экологических проблемах Украины: эксклюзивное интервью AgroPolit

Тарас Качка о Green Deal, CBAM и экологических проблемах Украины: эксклюзивное интервью

Аркадий Поляк

"Fit for 55" является ключевым изменением в мировой экономике, и, конечно челленджем для Украины

ЭкоПолитика получила возможность пообщаться с заместителем министра экономики Украины - торговым представителем страны Тарасом Качкой. В центре внимания нашей беседы - европейская инициатива "Fit for 55", подробности о будущем налога CBAM, а также, как сейчас проходят переговоры Украина - ЕС.

  • Господин Тарас, недавно было объявлено о разработке европейского законодательства Fit for 55. Насколько это повлияет на Украину?

Да, 14 июля Европейская Комиссия обнародовала законодательный пакет "Fit for 55", который направлен на пересмотр климатических и энергетических целей ЕС до 2030 года. Основные цели, которые ставит перед собой ЕС - уменьшение средних выбросов углерода в Европейском Союзе на 55% к 2030 году по сравнению с 1990 годом и реализация промежуточных целей стратегии Европейского зеленого курса (ЕЗК) по достижению Евросоюзом углеродной нейтральности к 2050 году.

В общем, пакет укрепляет восемь действующих законодательных актов и предлагает пять новых инициатив в различных сферах политики и секторах экономики: климат, энергетика и топливо, транспорт, строительство, землепользования и лесное хозяйство, которые помогут наиболее эффективным путем достичь поставленной цели.

"Fit for 55" является ключевым изменением в мировой экономике, и, конечно челленджем для Украины. Наша цель -  вовремя повлиять на этот процесс, чтобы создать выгодные условия для украинских производителей, с учетом климатических вызовов.

  • Но экологические проблемы в Украине свидетельствуют, что мы институционально не готовы к высоким европейским целям...

Погодите, если прислушиваться к некоторым экологическим активистам - у нас дымом затянута вся Украина, а вот уже на границе с Польшей - голубое небо, и там все хорошо живут! Первая задача, которая у нас есть, — выйти из модели "Идеальная ЕС - плохая Украины". На самом деле — везде есть проблемные установки и точечные проблемы, которые надо решать. Но, в целом, с точки зрения климатической политики, мы не такое уже и плохое государство! У нас есть определенные "рекордсмены" - загрязнители, например, тепловые электростанции, но мы так же готовы, как и Европа!

Ну, не надо воспринимать нас как страну, которая постоянно догоняет страны Евросоюза. Во многих моментах мы одинаковы, но каждая - со своими нюансами. Можно посмотреть на Национально-определенный вклад Евросоюза в рамках Парижского Соглашения, там в разделе "амбиции" утверждается, что разные государства следующие 10 лет будут по-своему модернизироваться — у некоторых даже вообще ноль стоит. Разумеется, они не могут так быстро модернизироваться, как богата Германия. Но наше Соглашение об ассоциации вписывает страну в этот процесс - де-юре. Итак, основной тезис - это дипломатия, должна достичь цели - Украина и ЕС равные партнеры, каждый со своими проблемами. Мы должны помогать друг другу.

  • Но как помогать?

Во-первых - Украина и ЕС являются одним рынком? По моему мнению, Украина должна быть частью рынка промышленного ЕС. Но это не только вопрос свободной торговли, но и, например, стандартизации. В целом - бизнес-культуры. Вторая часть - трансфер технологий. Украина тоже должна быть за этим столом переговоров. Это нужно как для продажи товаров, так и для получения финансирования.

В конце концов, с точки зрения финансирования у нас хороший диалог с Европейской комиссией. Например, в мае принято решение - механизм обеспечения международных финансовых институтов будет распространяться и на Украину. Этим могут воспользоваться даже частные проекты из нашей страны.

  • А что сегодня происходит в ЕС?

Там есть сложный процесс дискуссий между экологическими активистами, потребителями, бизнесом, финансовыми кругами, учеными, поставщиками оборудования, чтобы выработать общее решение. И это самый сложный момент - это же противодействие всех против всех! В Украине, кстати, происходит похожий процесс. Нам нужно внутри украинскую дискуссию интегрировать во внутриесовскую дискуссию. Наши обязательства перед ЕС дают нам хорошую перспективу привлечений к этим политикам.

  • А какую основную проблему в Украине вы бы определили?

Единственная проблема, которая есть внутри Украины - финансовое управление. Я бы сказал, не так хорошо развита культура поддержки бизнеса — есть или льготы, или компенсации банковских ставок, и мы зависим от них. Я надеюсь Фонд декарбонизации будет первым успешным примером аккумуляции средств с различных ресурсов. В частности, речь идет об углеродном налоге, который бы направлялся не в общий бюджет, а на проекты по декарбонизации.

  • Есть подробности по внедрению механизма CBAM: ну, например, на какие товары он будет распространяться? Будет ли спецрежим для производителей электроэнергии?

Я хочу сказать, что механизм корректировки углерода на границе (CBAM) будет постепенно применяться только к выбранному количеству товаров с высоким риском источников углерода: чугуна и стали, цемента, удобрений, алюминия и производства электроэнергии. Начиная с 2023 года для этих товаров будет применяться система отчетности, ее цель - способствовать бесперебойному внедрению диалога с третьими странами, а импортеры начнут выплачивать финансовое регулирование в 2026 году.

CBAM будет отражать Европейскую систему торговли квотами на выбросы (ETS), поскольку система базируется на приобретении сертификатов импортерами. Цена сертификатов будет рассчитана в зависимости от средненедельной аукционной цены квот ЕС ETS, выраженной в евро/т выбросов CO2. Импортеры товаров должны будут либо индивидуально, либо через представителя зарегистрироваться в национальных органах власти ЕС, где они также могут приобрести сертификаты CBAM.

Хочу обратить внимание - пока, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 проекта Регламента ЕС о CBAM если только третья страна или территория имеет рынок электроэнергии, интегрированный с внутренним рынком электроэнергии Союза путем связи рынков и не удалось найти техническое решение по применению CBAM к импорту электроэнергии в Союз, с этой третьей страны или территории, - такой импорт электроэнергии освобождается от применения CBAM.

Кроме того, в проекте Регламента ЕС о CBAM (Приложение II) предусмотрен перечень стран, на которые не будет распространяться его действие.

  • Как сейчас происходят экономические переговоры Украина-ЕС: есть значительные победы - где узкие места?

Для начала дадим цифры: сегодня Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером Украины с удельным весом торговли товарами 40,2% от общего объема внешней торговли Украины.

С момента начала применения торговых положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС имеем уже пять лет успешных торговых отношений, отражающих реальный запрос населения и бизнеса на товары и продукцию, происхождением из Украины и стран-членов Европейского Союза.

Сегодня в обществе существует запрос на просмотр параметров либерализации путем ускорения и расширения. При этом должны быть максимально учтены предложения украинской стороны, которые подготовлены с учетом наиболее приоритетных для Украины позиций с точки зрения продуктивного развития двусторонних торговых отношений с ЕС в контексте свободной торговли.

  • У вас есть определенная позиция. Какая она?

Да. По результатам анализа предложений товаропроизводителей и бизнес-ассоциаций Минэкономики было сформировано консолидированную позицию Украины для дальнейшей дискуссии с Европейским Союзом в контексте пересмотра Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Предложения по обновлению Углубленной и всесторонней зоны свободной торговли (УВЗСТ) Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС выходят из:

  1. Макроэкономического измерения эффективности Соглашения, а именно общего состояния двусторонней торговли Украины и ЕС и ее влияния на экономику Украины;
  2. Кросс-секторального измерения новых регуляторных инициатив ЕС, которые будут иметь существенное влияние на условия доступа украинских товаров и услуг на рынок ЕС и качество экономической интеграции Украины в ЕС;
  3. Секторального измерения обновления отдельных сегментов, исходя из четко артикулированных потребностей украинского бизнеса в соответствующих отраслях экономики.
  • Как продвигается тема отмены ввозной пошлины в переговорах с ЕС?

Для участия в переговорах с Европейским Союзом относительно ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС (распоряжением Президента Украины от 11.06.2021 № 501/2021-рп) образовано делегацию Украины. Главой делегации определен Вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, в состав вошли представители причастных министерств и органов государственной власти.

Украинской стороной было направлено Стороне ЕС предложения по ускорению и расширению сферы отмены ввозной пошлины в торговле в соответствии со статьей 29 (4) Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Осенью планируется провести первый раунд официальных переговоров с Европейским Союзом по ускорению и расширению сферы отмены ввозной пошлины в торговле в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Читайте также
ЕС должны инвестировать 600 млрд евро в энергетическую инфраструктуру ради зеленого перехода
ЕС должны инвестировать 600 млрд евро в энергетическую инфраструктуру ради зеленого перехода

Брюссель предпочитает новый подход к решению проблемы: "инвестиции, опережающие потребности"

В ЕС приняли закон "О критическом сырье": что изменится
В ЕС приняли закон "О критическом сырье": что изменится

Закон будет способствовать развитию местного горнодобывающего сектора и расширит мощности по утилизации и переработке