Способно ли Минприроды реализовать евроинтеграционную реформу промзагрязнения shutterstock

Способно ли Минприроды реализовать евроинтеграционную реформу промзагрязнения

Эксперты уверены, что без подзаконной нормативно-правовой базы и специалистов, которые смогут обеспечить реализацию реформы, закон о промышленном загрязнении – мертворожденный птенец

Закон о реформировании украинской сферы промышленного загрязнения под европейские стандарты был одним из самых ожидаемых документов как в среде специалистов по экологии, так и среди экоактивистов и общественных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Но проголосованный Верховной Радой только со второй попытки законопроект оказался настолько не соответствующим украинским реалиям, что стейкхолдеры назвали его "бомбой замедленного действия".

Это, пожалуй, один из самых резонансных экологических евроинтеграционных законопроектов, которые рассматривались Верховной Радой за последние два года. Это уже четвертый документ, подготовленный законодателями по реформе сферы промышленного загрязнения в Украине.

Раньше мы уже рассказывали о том, что по единодушному мнению экспертов, есть 3 критические оговорки относительно законопроекта №11355: нереально короткие сроки, отведенные предприятиям на проведение экомодернизации, отсутствие инструментов и источников финансирования модернизации промышленности, а также полная оторванность от реалий военного времени и состояния экономики после 2,5 лет войны.

Факторы риска

ЭкоПолитика обобщила все мнения экспертов, которые услышала о законопроекте №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". В результате мы решили раскрыть еще 2 ключевых фактора, которые любую реформу превратят в mission impossible:

  • отсутствие профессионально подготовленной нормативно-правовой документации к рамочному закону;
  • отсутствие специалистов, способных эти изменения внедрить.

И реформа промзагрязнения – не исключение.

Президент Ассоциации профессионалов окружающей среды Людмила Цыганок в комментарии для нашего издания предупредила:

Здесь надо понимать, чтобы не было такой передряги, как с рамочным законом об управлении отходами. Когда рамка была принята, никто не видел нормативно-правовую документацию. К слову сказать, по этому проекту закона мы также нормативно-правовой базы всей не видим. Следовательно, движение по этой реформе может оказаться довольно вслепую”.

Отдельно специалист подчеркнула, что реформа – это не текст закона, потому что этого слишком мало. Она отметила, что реформа – это и полный комплекс нормативно-правовых актов, и программы финансирования.

Аналогичное мнение выразила Ирина Черныш, глава ОО "Save Dnipro":

"Мы очень четко должны следить, как будет разрабатываться вторичное законодательство, то есть подзаконные акты".

Эксперты также выразили опасение, что трансформация сферы управления промышленным загрязнением может стать очередной реформой на скорую руку, как мы уже видели на примере перестройки отрасли обращения с отходами. Так, после вступления в силу 9 июля 2023 года Закона №2320-IX "Об управлении отходами" Минприроды во главе с Русланом Стрельцом не обеспечило разработку и принятие необходимой подзаконной нормативно-правовой документации к нему. Это в начале января 2024 года повлекло за собой коллапс рынка услуг по обращению с опасными отходами, а 9 июля 2024 года – оставило вне закона 99,7% исполнителей услуг по управлению бытовыми отходами.

Специалисты были вынуждены еще раз обратить внимание чиновников и общественности на катастрофическую ситуацию с получением разрешений нового образца на осуществление операций по обработке отходов. Они констатировали, что через год после вступления в силу Закона 90% его норм просто мертвы.

Поэтому ЭкоПолитика решила разобраться, не постигнет ли многострадальный законопроект о контроле промышленного загрязнения такая же судьба, как и Закон №2320-IX "Об управлении отходами".

Без каких документов невозможна реформа промзагрязнения

Директива 2010/75/ЕС, с ориентацией на которую и разрабатывался законопроект №11355, большей частью предусматривает имплементацию в украинское законодательство европейских наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).   Внедрение концепции НДТМ играет основную роль в применении интегрированного подхода к регулированию загрязнения.

Они разрабатываются для каждой отрасли промышленности в отдельности и устанавливают нормативы выбросов. Нормы в соответствии с ними будут уже европейские, которые существенно ниже тех, которые сейчас действуют в Украине.

Законопроектом отведено 4 года на разработку и внедрение норм НДТМ. В этом случае успех их введения зависит от 2 факторов:

  • успеет ли Минприроды адаптировать эти документы в срок;
  • успеют ли предприятия их внедрить.

Мы поинтересовались у Минприроды, на сколько процентов уже готовы НДТМ, предусмотренные законопроектом №11355. В ведомстве рассказали, что уже готов перевод 10 справочных документов НДТМ, ознакомиться с которыми можно на вебсайте министерства. Но непонятно, почему перевод европейских документов НДТМ нам презентуют как прогресс или реформу промзагрязнения.

Специалисты министерства рассказали о создании 6 Рабочих групп по подготовке предложений к выводам НДТМ, в которые вошли представители государственных органов, бизнеса, ученых, экспертов и на которых активно обсуждаются справочные документы НДТМ и дорабатывается их перевод в части согласования технической терминологии, поскольку терминология Европейского Союза отличается от украинской.

При этом 3 Рабочие группы уже завершили первоочередную задачу по доработке перевода справочных документов НДТМ, в частности: 1. Для производства чугуна и стали; 2. Для предприятий цветной металлургии; 3. Для производства цемента, извести и оксида магния. По нашим данным, встречи и обсуждения в рабочих группах были формальными и принципиально отличались от открытого и экспертного диалога по аналогии в отдельных странах Европейского Союза.

В Минприроды добавили, что продолжают работать над поиском возможностей для перевода других справочных документов и выводов НДТМ.

А теперь смотрим на действующий перечень НДТМ (англ. Best available techniques – BAT), обнародованный на сайте Еврокомиссии. Он содержит 36 позиций. Из них в настоящее время полностью министерство адаптировало только три, хотя работа продолжается еще с 2022 года. То есть за три года с помощью иностранных проектов и грантов и с привлечением экспертного сообщества и всех возможных сил Минприроды работает с эффективностью в 1 НДТМ в год.

Ольга Семкив, директор проекта по устойчивому развитию ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог", в комментарии для ЭкоПолитики отметила, что НДТМ это "живой" документ, который пересматривается и регулярно обновляется в Европейском Союзе с учетом развития технологий и их стоимости.

"Минприроды совместно с проектами международной технической помощи обеспечило перевод датированного 2012 годом основного НДТМ для металлургических предприятий. Однако сейчас в ЕС завершается процесс обновления этого документа. Соответственно даже работу по согласованию перевода нужно начинать заново”, – рассказала она.

Отдельно специалист подчеркнула, что перевод – это лишь первый этап внедрения. Поскольку Украина не является частью ЕС, акты прямого действия должны быть имплементированы в законодательство Украины, то есть пройти все регламентированные этапы согласования нормативно-правового акта.

"Во-вторых, даже утвержденный НДТМ не является мерилом готовности к его внедрению украинскими предприятиями. К сожалению, в настоящее время и до завершения войны внедрение масштабных проектов капитальных инвестиций, в том числе по экологической модернизации, остается под вопросом в связи с вполне объективными причинами”, – констатировала Ольга Семкив.

Генеральный директор "Центра Экологии и Развития Новых технологий" Владислав Антипов также акцентировал внимание на неготовности отечественных предприятий вводить наилучшие доступные технологии и методы управления.

По его мнению, на сегодняшний день наибольшие риски того, что НДТМ не будут внедрены вовремя, имеют горно-металлургический комплекс, энергетика и цементная отрасль. Эксперт объяснил это тем, что эти отрасли имеют очень сложные производственные цепочки, большие масштабы проведения проектных и строительных работ, а также нуждаются в наиболее ценных и современных технологических решениях.

"Также важно то, что на крупном предприятии невозможно реализовать какой-то один проект, который решит все проблемы. Необходимо создавать целые инвестиционные программы по переходу на НДТМ, включающие десятки проектов. Если меньшие отрасли могут реализовывать инвестиционные проекты по экологической модернизации за 1-2 года, то на крупных предприятиях для реализации таких программ может потребоваться от 10 до 20 лет", – говорит Владислав Антипов.

Есть ли специалисты?

Теперь относительно второго фактора риска, то есть наличия специалистов, способных всю упомянутую подзаконку подготовить.

В Минприроды на наш запрос ответили общими фразами, что имеют в структуре соответствующий департамент, отвечающий за реформу предотвращения промышленного загрязнения, и что в дальнейшем есть необходимость увеличения численности ответственных за реализацию реформы.

Людмила Цыганок на наш вопрос о способности профильного министерства реализовать реформу промзагрязнения высказалась достаточно категорично: она уверена, что Минприроды вообще не готово реализовывать какие-либо реформы.

“Я должна констатировать чрезвычайно низкий уровень квалификации имеющегося персонала, чрезвычайно низкий уровень приземленности, то есть понимания, как эти реформы вообще внедряются, как это на местах работает и нежелание строить реальный диалог. То есть, происходит имитация этого диалога, но реального диалога уже более 2 лет нет”, – сказала она.

Поэтому риски нереализации колоссальны, уверена Людмила Цыганок.

“Смело могу сейчас спрогнозировать: если не будет каких-либо реальных шагов на исправление этой ситуации, под угрозой, наряду с реформой сферы управления отходами, может оказаться и эта реформа именно в связи с низким уровнем квалификации, с недостаточностью персонала. По факту специалистов очень мало, все это понимают. Информация о недостаточной укомплектованности команд есть в официальных письмах Минприроды. Соответственно, проходят реформы хаотично, и это дискредитирует Украину на международной арене” – добавила эксперт.

Ольга Семкив в комментарии для Экополитики также отметила, что в Украине есть компетентные специалисты в области промышленного загрязнения, однако для полноценной реализации реформы такого масштаба нужны дополнительные ресурсы и экспертная поддержка. Нестабильная ситуация в стране, по мнению специалиста, значительно усложняет привлечение необходимого количества специалистов.

“Отток кадров, обусловленный ситуацией безопасности, является еще одним существенным вызовом, который негативно влияет на возможность реализации реформ. Кроме того, необходимо учитывать, что для успешного внедрения реформ требуется не только наличие специалистов, но и создание соответствующих условий для их работы, что требует стабильного финансирования, доступа к новейшим технологиям и научным знаниям, а также налаженного сотрудничества между государственными учреждениями, предприятиями и международными. организациями”, – сказала она.

Напрашивается вывод, что Минприроды во главе с Русланом Стрельцем очень медленно адаптирует европейские НДТМ и совсем не желает сотрудничать со специалистами, постоянно предлагающими свою помощь. Все участники обсуждений констатируют некомпетентность и закрытость профильного министерства по сотрудничеству в проведении реформ. За хорошими анонсами об успехах и достижениях министерства, заполонившими Фейсбук и различные медиа, кроется низкая институциональная способность и отсутствие евроинтеграционного прогресса.

Поэтому вынуждены признать, что прогрессивное европейское будущее с такими реформаторами нам, скорее всего, еще долго не увидеть.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"