"Серьезные изменения экосистемы – необратимы": интервью о последствиях уничтожения Каховской ГЭС

"Серьезные изменения экосистемы – необратимы": интервью о последствиях уничтожения Каховской ГЭС

Как повлияет катастрофа на район водохранилища, Днепр и Черное море

Прошло уже более двух недель, как российские войска взорвали дамбу Каховской ГЭС и фактически уничтожили одно из шести водохранилищ Украины. Уже через несколько часов после взрыва под воду начали уходить села и города на берегу Днепра ниже по течению. Сейчас вода понемногу сходит. Скоро Днепр вернется в привычное русло, а большинство жителей затопленных территорий смогут вернуться в свои дома. Но не все будет так, как раньше. После уничтожения дамбы, Каховское водохранилище как экосистема просто перестало существовать. И столь радикальные изменения не могут пройти бесследно.

О комплексных последствиях для окружающей среды от катастрофы на ГЭС ЭкоПолитика пообщалась с председателем комитета экомониторинга Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW Максимом Сорокой.

  • Подрыв россиянами Каховской дамбы сразу же окрестили величайшей искусственной катастрофой 21 века. Вы согласны с этой оценкой масштабов аварии?

В первый день катастрофы в комментарии для Financial Times я сравнил катастрофу Каховской ГЭС с Чернобыльской катастрофой. Чем дальше мы углубляемся в проблему, отходим от гражданских последствий (последствий наводнения, затопления), чем глубже понимаем экологические последствия исчезновения водохранилища и все вторичные последствия: для окружающей среды, экономики, всех сфер устойчивого развития в Украине, тем более я убеждаюсь, что эта моя оценка была верна. Конечно, у катастрофы на Каховской ГЭС последствия другие, но длительное влияние на территорию, социально-экономическое развитие, здоровье и благополучие населения будет таким же. В первый день разрушения ГЭС заголовки с такими характеристиками трагедии были более эмоциональными. Но мы уже можем оценить численно, что это крупнейшая экологическая техногенная катастрофа со времен Чернобыльской катастрофы на территории Европы. В дальнейшем каскадный эффект в экосистемах будет нарастать и последствия будут ощущаться через 5-10 лет.

  • Аналогия с Чернобыльской катастрофой здесь понятна, а по более практическим проявлениям, были ли похожие катастрофы в мире?

Уничтожение ГЭС по результатам более приближено к катастрофе Аральского моря (потеря 90% водного объема моря из-за ненадлежащего забора воды для орошения, – Ред.). Ведь изменилась не только экосистема Каховского водохранилища, но все экосистемы, которые за 70 лет адаптировались к нему. Поэтому здесь и в социально-экономическом, и в технологическом, и в ресурсном, и в экологическом плане схожая ситуация. Также можно провести параллели с осушением болот во время большой мелиорации в Волынской, Ривненской областях и на юге Беларуси во времена Советского Союза. Там искусственно осушили проли и изменили экосистемы. Последствия ощущаются до сих пор.

"Биологический фильтр" отходов от Киева и Запорожья

  • Какие возможные последствия катастрофы на ГЭС мы еще не видим, но увидим в близкой и отдаленной перспективе?

По пессимистическому сценарию мы не сможем воспроизвести даже частично Каховское водохранилище в ближайшие 5 лет. Как следствие уже будем иметь: опустынивание, снижение уровня грунтовых вод, локальные пылевые бури и локальные загрязнения, локальные изменения климата, изменения социально-экономического развития огромного количества территорий Днепропетровской, Херсонской и Запорожской областей, проблемы с питьевым водоснабжением, ухудшение качества воды и соответственно ухудшение общественного здоровья (в вышеупомянутых областях и Николаевской области). Из чисто экологических моментов исчезнут несколько особо ценных природных заповедных территорий. К примеру, Каменская сечь. Этого заповедника уже нет, потому что его экосистема напрямую зависела от уровня водохранилища и питалась им. Кроме того, увеличится антропогенная и техногенная нагрузка на другие области. Например, на днях Минагрополитики обратилось к аграриям с предложением перераспределить и увеличить выращивание овощных культур на территориях, где еще есть водохранилища (высший и средний каскад Днепра). Это соответственно новые расходы. Также, наша команда уже получила предварительные результаты, свидетельствующие, что у нас будет огромное вторичное загрязнение.

  • Что предполагает упомянутое вами вторичное загрязнение?

Все очистные сооружения на этой территории и выше каскада были рассчитаны на определенный объем активной воды в Каховском водохранилище. Оно являлось огромным "биологическим фильтром" всех отходов от Киева до Запорожья. Что интересно, хотя Запорожье берет воду из Запорожского водохранилища выше плотины, оно сбрасывает сточные воды в бывшее Каховское водохранилище. Вода в этом водохранилище находилась несколько месяцев или в случае гидрологической засухи по полгода перед сбросом, поэтому могла пройти доочистки. Сейчас Каховского водохранилища – нет. Соответственно, невозможно разбавить сточные воды и их доочистить. Как следствие, вся эта загрязненная масса устремится в нижний каскад и Черное море. Минприроды уже фиксирует увеличение нитритов в воде. И это первый признак того, что происходит изменение его естественного самоочищения.

  • А как будет дальше выглядеть сам Днепр начиная с участка бывшего Каховского водохранилища и ниже по течению?

Если мы говорим о территории нижнего каскада после водохранилища, то значительных изменений там не будет. Вода взойдет, экосистема сможет восстановиться. Ей будет очень тяжело из-за илового загрязнения и наличия загрязняющих веществ в воде, но она выдержит. Если же мы говорим о бывшем Каховском водохранилище, то, конечно, река Днепр никуда не исчезнет и все водохранилище не будет уничтожено. Немного плотины все-таки осталось и она будет держать воду (сейчас прогнозируют 5 метров). Но – очень мало. Водоем будет перегреваться летом и "цвести". Зимой же будет перемерзать. Русла Днепра, которое мы видим на старых картах, тоже не будет. Остаются частично остатки водохранилища и несколько изолированных озер, которые будут в дальнейшем превращаться в болота. Высушенное дно запустится и соответственно ветер будет регулярно поднимать пылевые бури. Лет через 10, если ничего не делать, природа постепенно возьмет свое и будет восстанавливаться. Иловые и донные отложения через аэробные процессы будут превращаться в почвы. А дальше уже почвы будут засаживаться соответствующими растениями, изменится биоразнообразие. Но это займет десятки лет.

Вместо Большого Луга – гниющее болото

  • Некоторые ваши коллеги говорят о возможном восстановлении Большого Луга (затопленная при строительстве ГЭС территория речных плавней). По вашему мнению, это возможно?

Я понимаю мечту некоторых коллег о Великом Луге. Как эколог, я тоже хотел бы вернуться к этой высокопроизводительной экосистеме. Но этого не будет. В свое время его затопление – это был билет в один конец. Каховское водохранилище, к сожалению, превратится не в Большой украинский Луг, как все мечтают, а в большое гниющее украинское болото. Как следствие, будет вынос азота и фосфора из толщи донных отложений, вместе с тяжелыми металлами и всем, что там есть.

  • То есть даже если экосистема будет восстанавливаться, она не будет такого же качества?

Значительные изменения в экосистемах всегда необратимы. В науках об окружающей среде есть понятие сукцессии (последовательная смена одного биоценоза другим, – Ред.). И что бы мы ни делали, мы не можем вернуться в то же состояние. Да, мы можем получить на этой территории какую-нибудь другую экосистему. Возможно, у нее будут схожие качества, возможно нет. Возможно, нам понравится новая экосистема, а возможно – нет. В свое время мы заставили природу адаптироваться под наши прихоти. К сожалению, из-за действий российских террористов мы должны приспосабливаться к новым обстоятельствам природы. Вот почему это экологическая катастрофа.

Животный состав Днепра 1оо% изменится

  • Мы поговорили о русле Днепра и территориях вокруг, а как насчет воды в самом Днепре?

Теоретически мы ожидаем, что из-за такого резкого изменения ниже по течению будет вынос биогенных элементов. Это в первую очередь углерод, азот и фосфор. Соответственно, будет загрязнение воды Днепра ниже водогребли. Выше водогребли она будет такой же, как и была. К сожалению, наших исследователей пока не допустили сделать замеры в нижнем каскаде. Надеемся до конца лета нам разрешат провести независимые мониторинги.

  • Можно ли спрогнозировать, насколько быстро вода будет приходить в норму?

Нехватка информации не позволяет должным образом произвести вычисление и прогноз. Проблема в том, что государственная система мониторинга не работает. В результате оккупации основные лаборатории региона были уничтожены. Самая большая водная лаборатория находилась в до сих пор оккупированной Каховке, поэтому сейчас есть объективная нехватка данных. Государство осуществляет определенный мониторинг, но его результаты с экспертной средой не делятся. Журналисты и наши местные активисты смогли полулегально отобрать и увезти пробы воды, но это парадоксальная ситуация. Я помню, как в начале оккупации мы тайно вывозили активистами пробы воды из Мариуполя и Бердянска. И не совсем понимаю, почему такая ситуация теперь складывается на деоккупированных территориях. Мы готовимся в экспедицию и пытаемся получить разрешение. Будут данные – можно будет реалистично делать прогнозы. При похожем загрязнении в мире (опыт Мексики) экосистема очищалась за 3 месяца, правда, в других климатических условиях.

  • Изменения биоразнообразия Днепра на этих участках будут зависеть от уровня загрязнения?

Нет, животный состав уже 100% изменится, и это не связано с загрязнением. Каховское водохранилище – это искусственная экосистема, но природа за много лет адаптировалась к этой экосистеме и водохранилище стало огромной пищевой базой: для птиц, для рыбы, для пресмыкающихся, для гадов, для земноводных, насекомых. Исчезло водохранилище, исчезли и места обитания животных и соответственно пищевая база. Следовательно, будет уменьшаться видовое разнообразие и это – необратимый процесс. За этим пострадает ихтиофауна. Если бы завтра мы могли восстановить Каховское водохранилище, то срок воспроизведения прогнозируется – 4 года.

Для всего Черного моря угрозы нет

  • Перейдем к ситуации с Черным морем, мы уже видим, что к берегам прибивает все, что снесла вода по течению. Море, кроме того, зеленеет. Что будет дальше?

Для всего Черного моря нет угрозы. Есть серьезная угроза для северной акватории и поймы дельты Днепра. То есть, для нашей прибрежной полосы. В этой зоне произошло экстремальное запрессование вод за счет того, что объем пресной воды влился из-за дельты в акваторию прибрежной полосы. Соответственно, начинают изменяться биологические процессы в экосистеме, а экосистема пытается адаптироваться. Однако чтобы изменить количество промилле в среднем по Черному морю нужно далеко не один десяток таких водохранилищ, как Каховское.

  • Можем ли мы в таком случае говорить о том, что Черное море, включая наш прибрежный участок, сможет восстановиться после катастрофы?

Морская биология не моя специальность, но я прислушиваюсь к коллегам из Черноморского содружества. Они настроены оптимистично и я им в этом вопросе доверяю. Экосистема прибрежной полосы сильно пострадала. Это Херсонская и частично Николаевская область, есть видимые последствия засорения в Одесской области. Однако значительных изменений в экосистеме Черного моря вообще не ожидается. Опасение вызывает только тот факт, что северная часть – это мелководье. Она была местом для размножения ихтиофауны, например дельфинов. Но, к сожалению, дельфины еще в прошлом году просто "совершили массовое самоубийство", не выдерживая действий, которые оккупанты устроили в Черном море. Поэтому сложно точно оценить последствия.

  • Поскольку пострадал аграрный регион, уничтожена система орошения, хочется поинтересоваться, что будет с почвами?

Для почв большой угрозы сейчас никто не видит. Но мы с опаской смотрим на то, что за неимением воды, фермеры могут начать использовать для орошения подземные скважины. На этих территориях (Запорожская, Никопольская, Марганцевская алгомерация) много грунтовых и подземных вод – солоноватые. Именно поэтому в свое время было принято решение построить там огромные водохранилища. Многолетнее орошение солоноватой водой приведет к засолению почвы и через 5-10 лет уничтожит чернозем, который формировался здесь 1000 лет. Также следует понимать, что пострадали наиболее разоренные территории Украины, активно используемые в сельском хозяйстве. Без активного увлажнения мы можем ожидать усиления ветровой эрозии: уноса ветром плодовитых слоев почвы.

Любые серьезные изменения в экосистеме – необратимы

  • По сообщению "Укргидроэнерго", для строительства новой ГЭС необходимо минимум 5 лет и освобождение оккупированных территорий. Как вы думаете, что будет с пострадавшей территорией за эти 5 лет?

Важно понимать, что территории ниже водохранилища особо не изменятся. В общем, уровень воды в реке станет более естественным, несколько упадет, но водозаборные сооружения рассчитаны на это. Сейчас водой нельзя пользоваться, потому что она "мутная". Постепенно экосистема возобновится, произойдет очистка водозаборных сооружений, восстановится инженерная сеть насосных станций и они снова будут прокачивать эту воду. Проблемы будут возникать только в случае гидрологической засухи, ведь раньше в таких случаях "Укргидроэнерго" немного увеличивало спуск воды с водохранилища, чтобы поддерживать нормальный уровень ниже каскада. Что же касается самого водохранилища – его практически нет. И там ничего не вернется.

  • Часть экосообщества критически отнеслась к идее строительства нового водохранилища на месте уничтоженного Каховского. Как относитесь вы?

Я, как эколог, против строительства водохранилища. Более того, как специалист, призываю не повторять ошибки советской власти, когда они из-за политических амбиций, построили это водохранилище, уничтожив существовавшую экосистему. У нас есть время все обдумать. Да, нам нужно вернуть резерв воды. Но, может быть, не в таком объеме. Возможно, следует рассмотреть другие локации. Возможно рассмотреть вариант не гидроэлектростанции, а системы локального накопления воды. У нас будет время понаблюдать, как изменятся гидрологические условия, и дальше уже обоснованно принимать решения.

  • Если предположить, что Каховское водохранилище будет восстановлено, вода вернется, какие последствия все равно останутся от этой катастрофы?

Если бы водохранилище появилось завтра, возможно, мы бы не говорили о последствиях. Через 5 лет произойдет сукцессия, каскадный эффект. Я уже говорил выше, что любые серьезные изменения экосистемы необратимы. Но мы должны помнить один из базовых естественных законов: жизнь не может остановиться. Могут измениться обстоятельства, нам могут не понравиться эти обстоятельства, но в конце концов человек разумный всегда сможет к ним пристроиться.

Читайте также
В ЕС вступают в силу более жесткие требования к обработке городских сточных вод
В ЕС вступают в силу более жесткие требования к обработке городских сточных вод

Увеличение циркулярности является ключевым элементом обновленных правил

Минприроды представило проекты ГСТУ по мониторингу качества воды по нормам ЕС
Минприроды представило проекты ГСТУ по мониторингу качества воды по нормам ЕС

Это один из шагов для создания эффективной государственной системы контроля состояния окружающей среды

Глобальная система круговорота воды впервые в истории вышла из равновесия, – ученые
Глобальная система круговорота воды впервые в истории вышла из равновесия, – ученые

Исследователи предупреждают, что последствия будут еще более катастрофическими, если не принять срочные меры