Система торговли квотами на выбросы парниковых газов (ETS) работает в Европейском союзе с 2005 года. Она базируется на директиве по торговле выбросами 2003/87/EC и действует по принципу "ограничивай и торгуй" (cap-and-trade). Это значит: чем больше предприятие сократит выбросы, тем больше оно заработает. Как это работает и почему система ETS не равна налогу на выбросы и чем она выгодна загрязнителям – в материале ЭкоПолитики.
Как страны ограничивают выбросы углерода
Наверное, каждый из нас неоднократно слышал, что масштабные выбросы парниковых газов в атмосферу приводят к повышению температуры воздуха и приводят к глобальному потеплению. Этот вопрос в последние десятилетия стал основным на международных климатических площадках, потому мировые организации и отдельные страны были вынуждены на него реагировать. Такой реакцией, в частности, является взыскание платы за выбросы.
В целом существует две наиболее распространенные формы таких взысканий: налог и квоты на выбросы парниковых газов. Налог на выбросы – это определенная сумма, которую предприятия платят за каждую выброшенную тонну парниковых газов в эквиваленте CO2.
Справка: СО 2 – не единственный парниковый газ, выбросы которого ограничиваются, но он наиболее распространен, поэтому для удобства исчисления используют именно его эквивалент, а ограничение выбросов парниковых газов называют ограничениями на выбросы углерода.
Каждая страна устанавливает размер налога по своему усмотрению. В Украине это 10 грн за тонну СО2.
С налогом на углерод ситуация проста: чем больше предприятие создает выбросов – тем больше заплатит. Если же загрязнитель хочет платить меньше – инвестирует в зеленые технологии, чтобы продуцировать меньше углерода.
Но в мире существует и другая система ограничений – торговля квотами на выбросы парниковых газов. Однако с самого начала предприятия получают возможность производить выбросы абсолютно бесплатно!
Что такое система торговли квотами
Система торговли квотами на выбросы парниковых газов изначально предполагает распределение лимитов на выбросы между загрязнителями. Ключевые предприятия-загрязнители бесплатно получают от государства определенный лимит выбросов, которые они могут осуществить за год – определенную квоту. Одно разрешение позволяет выбросить 1 тонну СО2. Если предприятие, к примеру, получило 100 разрешений, значит, в год оно может выбросить 100 тонн. В конце года выбросы подсчитываются и если предприятие осуществило их больше, чем ему определили, например 120 тонн, оно должно докупить дополнительные разрешения на аукционах или на вторичном рынке, или уплатить штраф за избыточные выбросы. Средства от продажи квот на аукционах попадают в Инновационный фонд и Фонд модернизации, из которых финансируются проекты по уменьшению выбросов.
Сейчас система торговли квотами активно действует в странах ЕС, Китае, США, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, Мексике, Новой Зеландии, Черногории. Похожие разрабатываются также в Колумбии, Турции, Вьетнаме, Индонезии и Японии.
В идеале, предоставленная предприятию квота должна покрывать лишь часть его выбросов. Чтобы не платить лишние средства, предприятие должно модернизировать производство и выбрасывать меньше. Для этого оно может обратиться за помощью в профильные фонды или реализовывать проекты самостоятельно. Ежегодно квоты должны дополнительно урезать, чтобы еще больше стимулировать загрязнителей делать свое производство "зеленым". Тот же, кто успешно модернизировал предприятие и имеет лишние квоты, может продать эти остатки на вторичном рынке и дополнительно заработать.
В теории все выглядит хорошо, но на практике система квот из ограничителя превратилась в фикцию. Часто ключевые загрязнители получают гораздо больше разрешений, чем производят выбросов. А стоимость квот для них совсем не стимулирующая.
Как работает система торговли квотами в ЕС
Европейская система торговли разрешениями на выбросы (EU-ETS) – первая в мире международная система торговли квотами на выбросы двуокиси углерода. Она включает 30 стран (кроме 27 стран ЕС еще Исландию, Лихтенштейн, Норвегию) и около 12 тыс. предприятий (около 40% выбросов парниковых газов в ЕС).
EU-ETS распространяется на четыре сектора: энергетику (тепловые электростанции с мощностью более 20 МВт, нефтеперерабатывающие предприятия и коксовые печи); производство и обработка черных металлов; добывающая промышленность (в частности, производство цемента, кирпича, стекла и керамики); целлюлозно-бумажную промышленность.
Сначала Еврокомиссия распределяет возможные выбросы между странами на будущий год, а потом уже страны делят лимиты между предприятиями-загрязнителями.
Некоторые из стран ЕС имеют свои национальные системы торговли квотами. К примеру, Австрия вне механизма EU-ETS распределяет квоты на выбросы от добычи ископаемого топлива, а Германия – на использование топлива для отопления и транспорта.
Выбросы ключевых предприятий-загрязнителей в ЕС – просто колоссальные. Например, крупнейшая в мире химическая компания, немецкая BASF, произвела 20,2 млн тонн эквивалента CO2 в 2021 году.
Что касается стоимости квот, то в начале 2021 года они оценивались в чуть больше 38 евро за тонну углерода. А уже в 2022 году достигли рекордных значений более 90 евро за метрическую тонну CO2. Самая высокая цена на выбросы углерода пока была зафиксирована 21 февраля 2023 года на уровне 100,34 евро. Штрафы за превышение выбросов, к слову, тоже не малы – 100 евро за тонну.
Но здесь важно понимать, что стоимость квот даже в 38 евро за тонну далеко не означает, что предприятие, выбросившее 20 млн тонн углерода, заплатит 760 млн евро. Оно может не заплатить ничего и даже заработать дополнительные деньги, если определенная ему допустимая квота выбросов больше его объема загрязнения. На практике так происходит достаточно часто.
Загрязнители в ЕС могут не платить за выбросы
После внедрения системы торговли квотами в ЕС первые 15 лет (до 2020-го) длился переходный период, в который на предприятия почти не было фискальной нагрузки. GMK Center проанализировал эффективность европейской системы квот на выбросы на примере производителей стали и выяснил, что в 2020 году из 22 крупнейших заводов-производителей стали в ЕС 18 имели избыточные квоты. К примеру, в ArcelorMittal Krakow (Польша) квоты покрывали 799% его выбросов. В ArcelorMittal Dobrowa Gornica (Польша) – 383%, Thyssenkrupp Duisburg (Германия) – 217%, ISD Dunaferr (Венгрия) – 204%.
Как следствие, эти компании не только могли ничего не платить за свои выбросы, но и заработать десятки или сотни миллионов евро, продав лишние квоты. К примеру, в случае Thyssenkrupp Duisburg компания могла бы получить 257 млн евро за свои избыточные разрешения.
С 2021-го льготный период начал несколько сворачиваться, но не радикально. По новым правилам бесплатные квоты не могут превышать объема фактических выбросов более чем на 15%. Но на практике это означает, что значительная часть компаний может продолжить ничего не платить за выбросы. Полностью отказаться от бесплатных квот в ЕС планируется только к 2034 году.
Система торговли квотами не слишком стимулирующая для загрязнителей не только в ЕС. В других странах ситуация похожая.
Как работает торговля квотами на выбросы углерода Южной Кореи
Корейская схема торговли квотами на выбросы (K-ETS) запустилась в 2015 году и стала первой общенациональной обязательной ETS в Восточной Азии. Она покрывает около 74% государственных выбросов парниковых газов Южной Кореи. K-ETS охватывает 684 крупнейших источника выбросов в стране в секторах: энергетики, промышленности, строительства, отходов, транспорта и внутренней авиации.
90% квот здесь распределяется государством бесплатно, только 10% разрешений должны быть проданы с аукциона.
Как и в ЕС, значительная часть компаний могут получить 100% бесплатного покрытия своих выбросов. Средняя аукционная цена квот: 23 243 южнокорейских воны ($17,99) за метрическую тонну. Цена на вторичном рынке: 20 633 вон ($15,97).
Торговля квотами в Китае
Национальная система торговли квотами на выбросы Китая начала действовать только в 2021 году, но в настоящее время охватывает больше всего в мире выбросов CO2: более 4 миллиардов тонн.
При этом китайская ETS распространяется только на энергетический сектор этой страны и регулирует деятельность более 2000 компаний, в том числе комбинированное производство тепла и электроэнергии, а также собственных электростанций в других секторах.
Квоты распределяются только бесплатно. Если компания хочет докупить дополнительные квоты, то на вторичном рынке их цена еще более "демократична", чем в Южной Корее — всего 55,30 китайских юаней ($8,20) за метрическую тонну выбросов.
Действует ли система торговли квотами на выбросы в США
В США отсутствует единая централизованная система торговли квотами на выбросы. Каждый штат самостоятельно принимает решение о его введении и устанавливает правила.
Первым в 2018 году такую систему ввел штат Массачусетс. Скорее всего у них получилось создать наиболее эффективную систему торговли квотами в мире, ведь 100% этих квот распределяют на аукционах. Никаких бесплатных разрешений. Правда, в этом штате ограничивают выбросы только от электрогенераторов, а их средняя стоимость варьируется от $9,75 на аукционе за декабрь 2021-го до $0,5 на мартовском аукционе 2022-го. Учитывая это, вряд ли система оказывает существенное влияние на общее количество выбросов штата.
С 2021 года торговля квотами заработала и в Калифорнии. В этом штате система более похожа на традиционную ETS и охватывает сферы транспорта, строительства, промышленности и энергетики. Квоты выдаются бесплатно и продаются на аукционах. В 2022-м похожую на калифорнийскую систему ввели в Орегоне, в 2023-м – в штате Вашингтон.