Формальность во внедрении государственной политики по расширенной ответственности производителя, недостаточная нормативно-правовая база, отсутствие четких и понятных правил для игроков рынка обуславливают перенос операций по сбору и обработке отработанной продукции в теневой сектор украинской экономики.
На проблему с внедрением РОП в Украине обратили внимание в Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW).
Ее специалисты отметили, что в настоящее время расширенная ответственность производителя лишь рамочно указана в Законе Украины "Об управлении отходами" и подход государства к данному вопросу является сугубо формальным.
Чтобы разобраться в сущности концепции, новой для Украины, давайте выясним, что такое РОП, когда эта концепция возникла и какие цели ее внедрения.
Что такое расширенная ответственность производителя (РОП)
Статья 1 евроинтеграционного закона № 2320-IX "Об управлении отходами", вступившего в силу 9 июля прошлого года, содержит следующее определение РОП: "Расширенная ответственность производителя – это комплекс экономических, финансовых, административных и организационных мер по обеспечению ответственности производителей определенных видов продукции за управление стадией отходов в жизненном цикле продукции”.
Если говорить простыми словами, это инструмент управления отходами, заключающийся в том, что производители отвечают за свою продукцию даже после того, как продукция была использована, отслужила свой срок или стала не нужна потребителю.
Эта ответственность включает в себя сбор, сортировку и подготовку продукции для дальнейшей переработки или восстановления.
Статья 10 того же закона устанавливает РОП для производителей продукции, в результате потребления/использования которой образуются отходы:
- упаковки;
- электрического и электронного оборудования;
- батарей и аккумуляторов;
- транспортных средств, снятых с эксплуатации;
- смазочных масел;
- шин;
- текстиля.
Обратите внимание, что РОП касается также упаковки товаров. Все звенья производства и сбыта упаковки (как производители, так и импортеры, и ритейлеры) берут на себя часть ответственности за воздействие упаковки на окружающую среду.
Это относится как к процессам изготовления упаковки, так и к ее ликвидации после использования. Таким образом, производители берут на себя ответственность уже на этапе разработки своей продукции и ее упаковки для того, чтобы в дальнейшем минимизировать влияние на окружающую среду от ее использования и переработки.
Какие цели введения РОП
- Обеспечение стимулов для использования более экологичных решений при создании продукции.
- Содействие раздельному сбору отходов и их переработке.
- Уменьшение уровня захоронения отходов на полигонах и развитие каналов переработки и восстановления.
- Создание новых способов переработки и распространение их в обществе.
Когда возникла концепция расширенной ответственности производителя
Политику расширенной ответственности производителя впервые стали применять в начале 90-х годов в некоторых странах Европейского Союза. В первую очередь она касалась отходов упаковки. Позже такая практика распространилась на другие страны ЕС и за его пределами.
Применение РОП помогло значительно повысить показатели переработки отходов и достичь значительной экономии государственных расходов в сфере обращения с ними. Специалисты утверждают, что введение расширенной ответственности производителя помогло сделать сферу управления отходами независимой от макроэкономических колебаний и государственных финансов.
На сегодняшний день в Европе 30 стран имплементировали РОП в свое законодательство и установили отраслевые организации расширенной ответственности производителя (ОРОП).
Какие подзаконные акты в Украине регулируют РОП
По состоянию на сегодняшний день, из 7 категорий производителей, для которых предусмотрена РОП, Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины законопроекты разрабатывались только для двух:
- Проект Закона №10066 от 18.09.2023 г. "Об упаковке и отходах упаковки" в настоящее время находится на ознакомлении в профильном комитете.
- Проект Закона №2350 от 30.10.2019 г. "Об отходах электрического и электронного оборудования" в настоящее время снят с рассмотрения. Ни один другой проект по этой сфере регулирования пока не зарегистрирован.
Относительно отходов транспортных средств, снятых с эксплуатации, шин, текстиля соответствующие проекты вообще не разрабатывались.
Как работает расширенная ответственность производителя в Украине
Эксперты Ассоциации PAEW проанализировали, как применяются положения РОП на примере обращения с отработанными смазочными маслами. Они рассказали, что эта сфера регулируется постановлением Кабинета министров Украины от 17 декабря 2012 г. №1221 "Некоторые вопросы сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживания отработанных смазочных масел".
Специалисты выяснили, что ряд требований этого постановления просто не работают:
- Государственная фискальная служба и Государственная экологическая инспекция не обеспечили постоянный обмен информацией об объемах продаж импортированных и/или произведенных смазочных масел (масла) на территории Украины, их обороте, сборе и обработке (переработке), утилизации и/или обезвреживании.
- С 2018 года отменены контролирующие полномочия Государственной экологической инспекции в пунктах пропуска через государственную границу, а также в зоне деятельности таможен назначения и отправления, то есть она не может полноценно выполнять свои функции, возложенные на нее постановлением.
- С 2018 года так и не реализована инициатива Минприроды по внедрению экспериментального проекта по регулированию сбора, перевозки, хранения, переработки, утилизации и обезвреживания отработанных смазочных масел. Он предусматривал введение в действие на период с 01.09.2018 по 31.12.2019 года Временного порядка, который бы упорядочил действующую систему обращения с отработанными смазочными маслами, а также создал условия для легализации операций с опасными отходами, которые происходят в теневом секторе.
Какие проблемы видят специалисты в реализации расширенной ответственности производителя
В PAEW перечислили следующие сложности:
- Уполномоченные центральные органы не реализуют профильную государственную политику. В результате государство не обладает объективными макроэкономическими показателями и не формирует адекватную экономическую политику.
- Нивелируется национальное производство. На данном примере – это пункты сбора, перевозчики, обработчики отработанных смазочных масел. Не формируется необходимая инфраструктура, в т.ч. социальная.
- Формализм в государственном регулировании деформирует сознание на всех уровнях – от предпринимателя до государственного служащего и простого потребителя.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в апреле 2023 года Минприроды закончило работу над законопроектом "Об упаковке и отходах упаковки", регламентирующем понятие расширенной ответственности производителя (РОП). 18 сентября того же года его зарегистрировали в Верховной Раде.
В декабре 2023 года министерство завершило разработку законопроекта, вводящего РОП для электроники.