Во вторник, 2 февраля, на рассмотрение Верховной Рады в первом чтении вынесли четыре важных законопроекта для энергетической области.
Такая информация следует из повестки заседания парламента. Речь идет о законопроектах: №4187 и №4187-1 "Об упрощении недропользования" и №4167 и №4167-1 "О промышленном загрязнении".
Как неоднократно подчеркивалось, оба документа в нынешней версии еще достаточно "сырые" и требуют доработки.
Законопроект №4187 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно поддержки развития отечественных отраслей недропользования". Автор — нардеп от "Слуги народа" Павел Якименко. Автор альтернативного — глава экологического комитета Олег Бондаренко.
Требует доработки в части:
- Введение дополнительного налога для добывающих компаний, а также санкции за его неуплату в виде аннулирования специального разрешения на пользование недрами;
- Утверждение на уровне Кодекса полномочия Минприроды по согласованию участков недр для выставления на аукцион с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки с дальнейшей добычей полезных ископаемых;
- Расширение оснований для аннулирования специального разрешения на пользование недрами;
- Введение рассрочки платежа по оплате цены специального разрешения на пользование недрами, содержащий значительные коррупционные риски;
- Необходимость проведения дополнительной ОВД субъектом хозяйствования с целью оценки влияния, который не был оценен при осуществлении ОВД и/или существенно меняет результаты оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду. Это создаст значительные финансовые и организационные проблемы для компаний;
- "Монополизация" полномочий Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых по проведению оценки ресурсов и запасов полезных ископаемых.
Вывод: законопроект имеет существенные недостатки и требует доработки.
Альтернативный законопроект №4187-1
Требует доработки:
- Введение дополнительного налога для добывающих компаний, а также санкций за его неуплату в виде аннулирования специального разрешения на пользование недрами. Такие изменения усилят налоговую нагрузку на компании, которые сейчас находятся в чрезвычайно сложных экономических условиях;
- Расширение оснований для аннулирования специального разрешения на пользование недрами, в том числе в случае невыполнения без уважительных причин утвержденной программы работ с нарушением сроков на более одного года с даты окончания выполнения соответствующего этапа программы работ;
- Введение компенсации расходов государства за проведенные геологоразведочные работы, как платы за вторичную геологическую информацию;
- Определенный механизм расчета начальной цены спецразрешения, приведет к установлению сверхвысоких стартовых цен лотов на аукционах для разрешений относительно полезных ископаемых, запасы которых не утверждены;
- Введение рассрочки платежа по оплате цены специального разрешения на пользование недрами, содержащий значительные коррупционные риски.
Вывод: законопроект имеет существенные недостатки и требует доработки.
Законопроекты №4167 и №4167-1 "Об предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения". Автор основного — премьер-министр Денис Шмыгаль.
№4167
Требует доработки:
- Введение интегрированного разрешения распространяется на все добывающие предприятия Украины.
- Устанавливает нереалистично малы для украинской экономики сроки реализации требований Нацплана по сокращению выбросов.
- Предоставляет чрезмерные полномочия контролирующим органам.
- Создает условия искажения конкуренции из-за чрезмерной открытости коммерческой информации (публичного реестра интегрированных разрешений) о владельцах интегрированных разрешений.
Вывод: законопроект имеет существенные недостатки.
№4167 -1
Позитив:
- Регулирует порядок выдачи, отказа, остановки, аннулирования интегрированного разрешения.
- Уполномочивает ВРУ/КМУ определять критерии "наилучших доступных технологий и методов управления".
- Формирует понятный исключительный перечень обязательной информации в Реестре интегрированных разрешений, которая будет публично раскрываться в интернете.
- Устанавливает достаточный срок переходного периода для операторов установок (возможность адаптировать деятельность к новым регуляторным требованиям и получить разрешения).
Вывод: альтернативный законопроект более сбалансированный.
Как сообщала ЭкоПолитика, в последнюю неделю января нардепы так не дошли до голосования за экологические законопроекты. Хотя их на повестку дня было вынесено около семи. Мы подробно анализировали каждый из них в материале.